"…У них спокойный
вид,
И Сталин что-то
Ильичу
С улыбкой говорит".
65 лет назад в СССР
очень правильно поступали как режиссура, так и драматургия:
«”Незабываемый 1919-й”
Постановка
областного драматического театра
… Единство партии и
народа – главная, генеральная тема пьесы «Незабываемый 19919-й». И правильно
поступила режиссура спектакля (постановщик В. М. Тихонович, режиссер Э. В.
Кондэ), сосредоточив основное внимание на решении этой темы.
Уже в первой
картине, когда на сцене происходит знаменательный разговор о судьбах молодой
Советской республики, о судьбах революции, перед нами незримо присутствует
народ – сплоченный, сильный, полный стремления к победе. В открытое окно
ленинского кабинета доносится боевая мелодия песни «Смело, товарищи, в ногу»,
слышна чеканная поступь полков, идущих на фронт, на защиту Родины.
О думах
петроградского пролетариата, о чаяниях всего трудового народа России говорят В.
И. Ленин и И. В. Сталин. Исполнители заглавных ролей находят в этой картине
выразительные сценические средства для того, чтобы передать отеческую заботу
вождей партии и государства о народе.
Вот артист П. М.
Винников, исполняющий роль В. И. Ленина, говорит о том времени, когда будет
покончено с гражданской войной и наступит мирное строительство. Подлинная
поэзия большевистской мечты звучит в скупых, простых словах.
- … Народ у нас
чудесный… Одолеем… Останется позади эта гражданская война, откроется мирное
строительство. Как оно привлекает! Мы хотим его, ждем его… Посвятим ему все
свои усилия, всю свою жизнь.
Взгляд Ильича в эту
минуту устремлен вперед, в будущее. И кажется, что он видит не только
завтрашний день страны, но и другие более отдаленные дни, наше счастливое
сегодня… А рядом с Лениным его верный друг, ученик, соратник – человек, который
воплотил в жизнь эти великие заветы и победоносно ведет советский народ к
коммунизму.
Артист В. В. Лещев,
играющий роль И. В. Сталина, передает его одухотворенность мечтой Ильича. И
зрительный зал с волнением следит за беседой великих людей, захвачен ею.
Ленин появляется на
сцене только в прологе. Но его присутствие мы ощущаем на протяжении всего
спектакля.
Волю Ленина, волю
Центрального Комитета осуществляет товарищ Сталин, которого партия всегда
направляла на самые ответственные, на самые трудные участки.
Одна из наиболее
удачных массовых сцен в спектакле – это сцена появления товарища Сталина в
окопах красноармейцев, готовящихся к последнему броску на мятежный форт.
При виде Народного
комиссара лица бойцов озаряются радостью, гордостью. Сталин с нами, Сталин на
переднем крае! А где Сталин – там победа!
Режиссура и артисты
показали в этой сцене глубокое понимание не только текста, но и подтекста
пьесы. То, чего не написано словами, красноречиво выражают взгляды, жесты,
движения.
Правдив в своем
скрытом волнении старик Потапов (артист Н. И. Харченко), выразителен полный
готовности исполнить приказ Сталина военный моряк Шибаев (артист П. Ф.
Скворцов), вызывает улыбку своей горячностью молодой Потапов (артист В. К.
Венгер). Все они устремляются к Сталину.
Артист В. В. Лещев в
этой сцене наиболее прост, обаятелен, внутренне подтянут. Фразы о необходимости
разведки перед боем произносятся им с большой убежденностью и спокойствием
полководца, за плечами у которого оборона Царицына, блестящие операции под
Пермью.
Линия духовного
единства товарища Сталина с народом продолжается и развивается в спектакле от
картины к картине. Зритель надолго запомнит теплую задушевную беседу Иосифа
Виссарионовича с питерскими рабочими Потаповым, Иванченковым (артист А. И.
Тишин), Даниловой (артистка В. И. Миржинская), запомнит и сцену совещания в
Ораниенбауме, когда товарищ Сталин изложил гениальный план разгрома фортов с
моря, суши и воздуха и смело опрокинул
псевдонаучные теоретические положения, основанные на опыте иностранных
флотов.
С каким вниманием,
восторгом слушают его в этой сцене красные командиры и комиссары. И, наоборот,
у предателей, так называемых технических специалистов полковника Буткевича
(артист И. А. Московченко) и капитана 1-го ранга Рыбалтовского (артисты В. А.
Деньгин и В. В. Серебряков) смелость и широта сталинского замысла рождают
растерянность, страх. Они съеживаются на стульях, нервничают.
Исполнители ролей
Ленина и Сталина артисты П. М. Винников и В. В. Лещев о многом рассказали
зрителю с волнением и страстью. Но актерам еще не всегда удается добиться
полного, органичного слияния внешнего и внутреннего рисунков исполнения.
Особенно это относится к артисту В. В. Лещеву. Иногда мы видим в его игре
характерные жесты, движения, но не чувствуем за ними внутренней силы
сталинского темперамента. И тогда неторопливость оборачивается вдруг
медлительностью, спокойствие – холодностью.
Над дальнейшим
углублением, шлифовкой этих ответственных ролей предстоит еще немало
поработать. И радостно отметить уже теперь, что от спектакля к спектаклю
артисты П. М. Винников и В. В. Лещев играют правдивее, лучше.
Рабочие и матросы, с
которыми знакомит нас спектакль, хорошо характеризуют весь лагерь революции. В
нем – люди сильные, смелые, полные энтузиазма, готовые до последней капли крови
честно служить общему, народному делу. Незаурядные способности, смелую
инициативу, острый ум открыла в них революция. Их закаляла и растила в огне
сражений большевистская партия, Ленин и Сталин.
Вот он, герой дней
революции и гражданской войны – моряк Шибаев.
Дисциплинированный,
подтянутый, волевой воспитанник большевистской партии, он на глазах зрителя
мужает, набирается сил. Именно так воспринимается образ Шибаева в исполнении
артиста И. Ф. Скворцова.
Глубокое внутреннее
превосходство своего героя над затаившимися предателями Родины и
шпионами-дипломатами передает артист И. Ф. Скворцов в сцене обыска у мадам
Буткевич. Особенно запоминается момент, когда пойманный с поличным мистер Боб
(артист Э. В. Кондэ), защитно выставив ладонь, загораживается от Шибаева:
- Я – американский
поданный… Я – Америка…
- Шшш… Америка,
тихо. Взять его!..
Презрение, спокойную
силу вложил артист в эту короткую реплику Шибаева…
… Английского шпиона
Дэкса также играют два исполнителя. Оба они показали зрителю интересные работы.
Однако, артист В. В. Серебряков более метко, тонко раскрывает темную, страшную
душу этого посланца Черчилля.
У артиста В. А.
Деньгина Дэкс несколько упрощен, расплывчат. Особенно это относится к сцене,
где Дэкс – В. А. Деньгин – выдает себя за матроса. Истинное лицо врага зритель
здесь временами теряет…
… Иркутский
областной драматический театр создал интересный спектакль о героическом прошлом
нашего народа, о деятельности вождей революции Ленина и Сталина. Воспитательное
значение спектакля неоспоримо.
Л. Тихонова».
("Восточно-Сибирская правда", 1951, № 272 (20, ноябрь), с. 3).
("Восточно-Сибирская правда", 1951, № 272 (20, ноябрь), с. 3).
Комментариев нет:
Отправить комментарий