"… Мира фронт нерушим,
несгибаем и свят.
Я у вас не прошу,
нет – я требую мира,
Как отец, как запаса
солдат!"
65 лет назад учили правде и закаляли волю зрителей советские
театральные спектакли:
«Театр
Спектакль о борьбе
за мир
Миру мир! Никогда
еще эти два коротких слова не звучали с такой силой, как в наши дни. Они
выражают единое, страстное желание народов всех стран, их непоколебимую волю к
мирной жизни и труду и грозный протест против новой войны, несущей смерть и
разрушения. Пьеса Ц. Солодаря «Звезда мира», поставленная Иркутским театром
юного зрителя, посвящена этой волнующей теме. Она знакомит с жизнью и борьбой
французских докеров против поджигателей новой войны.
Герои пьесы –
мальчики, работающие котлоскребами в порту. Маленькие чистильщики пароходных
котлов Жан (артистка Л. М. Буйновская) и Пьер (артистка В. И. Каншина) заняты
мыслью о том, как бы получить работу, чтобы прожить самим и накормить больную
от постоянного голода сестренку Пьера. В манерах они подражают взрослым
докерам, вполне самостоятельны и, хотя и не лишены детской живости и озорства,
глубоко и правильно понимают свое положение.
Это прекрасно
раскрывается в одной из лучших сцен спектакля, когда Жан, Пьер и Этьен
(артистка Т. И. Тузовская) ведут разговор о своей жизни. Мальчики давно
разучились весело и беззаботно смеяться, играть. С горькой усмешкой на пухлых
ребячьих губах говорит Жан о неосуществимой для него мечте учиться в школе. Его
отец, коммунист, отдавший жизнь в борьбе за освобождение рабочего класса,
говорил сыну о Советском Союзе, замечательной стране, где люди живут счастливо, где
каждый имеет право на труд. Как зачарованные, слушают товарищи рассказ мальчика
о светлом и радостном детстве советских детей, бесплатных, больших и доступных
всем школах, пионерских лагерях. С благоговением рассматривают маленькие
чистильщики котлов портрет величайшего и любимейшего в мире человека И. В.
Сталина, обнимающего простого советского мальчика.
Жан верен памяти
отца. Вместе с матерью он продолжает его дело, расклеивая на улицах города
листовки, призывающие французов всеми силами противодействовать американским
империалистам а их захватнической политике.
Этьен, прозванный
«ящерицей» за удивительную гибкость и способность пролезть в самые узкие трубы,
знает цену деньгам, не прочь подтрунить над товарищами, зарабатывающими меньше.
Но благородные поступки Жана, его умение быть истинным, отзывчивым другом,
смелость и вера в необходимость борьбы с угнетателями привлекают Этьена. Его
юное, открытое, смелое и честное сердце не может не почувствовать и не понять,
где правда. Этьен становится другом и помощником Жана, его матери и друга отца
Жана докера-коммуниста Клода Ферри в их борьбе с американским дельцом
Мориссоном, выполняющим волю американских империалистов.
Эта борьба
становится особенно острой и опасной потому, что в ней принимают участие такие
люди, как сыщик Хелч и отчим Этьена, предатель Поль Шестипалый – люди,
продавшиеся фашистским хозяевам. Запоминающуюся фигуру предателя рабочего
класса, вызывающую чувство глубокой ненависти, возмущения и гадливости, создал
артист П. И. Лавров в роли Поля Шестипалого. Поль омерзителен и жалок в своих
попытках лгать и притворяться перед рабочими, говорить елейным голосом и
прислушиваться перед своими хозяевами.
Несмотря на весьма
ограниченные автором пьесы возможности, артист М. А. Бибер сумел показать в
образе сыщика Хелча человека, облеченного властью, не останавливающегося ни
перед каким преступлением, не считающегося ни с какими законами.
Мориссон в
исполнении артиста В. Я. Коноплянского типичный американский делец. Деньги и
приказ хозяина для него закон. Он груб, бесцеремонен, самоуверен, жесток и
слепо презирает все нации мира, кроме американской. Для него ничего не стоит
сжечь в пароходном котле живого французского мальчика только для того, чтобы
без минуты опоздания выполнить волю своей «торговой компании» и отправить во
Вьетнам пароход с грузом бомб.
Артист И. Г.
Коршунов неплохо справился с ролью подрядчика Дюбефа, человека, который готов
унижаться и трепетать перед тем, от кого зависит его обогащение, и жесток и
жаден по отношению к тем, кто зависит от него. Но артист не смог избежать в
своей игре некоторых уже знакомых зрителю приемов и жестов.
Этим врагам великого
дела борьбы за мир в пьесе противопоставлен народ.
Исполнительницам
ролей мальчиков Н. М. Буйновской (Жан), В. И. Каншиной (Пьер), и Т. И.
Тузовской (Этьен) удалось создать правдивые, привлекающие искренние симпатии и
волнующие зрителей образы юных борцов за мир. Хорош артист В. П. Манихин в
небольшой роли матроса Юджина. К сожалению, остальные представители рабочего
класса выглядят бледнее.
Режиссер И. С.
Городецкий нашел верный тон в разрешении спектакля, в постановке есть ряд ярких
и сильных сцен. Но есть и некоторые недостатки. Одним из слабых мест являются
массовые сцены. Они получились маловпечатляющими, неубедительными, и это ослабило
фон, на котором развертываются события в спектакле. С напряженным интересом
наблюдая за происходящим на сцене, зритель не чувствует в должной мере той
большой и грозной силы, которая должна подчинить события своей воле. Мы видим
на сцене от двух до пяти докеров (за исключением финала). В их внешнем виде нет
ничего характерного для французских портовых рабочих.
Этот недостаток
влечет за собой другой. Французский коммунист Клод Ферри, мужественный и
обаятельный, выглядит в спектакле слабо связанным с массой рабочих, одиноким.
Артист О. В. Сидорин, ограниченный очень скупыми возможностями роли, не смог
преодолеть этой трудности. Не помог ему в этом и постановщик. Несколько
странное впечатление производит грим и костюм Клода Ферри, который внешне мало
напоминает рабочего марсельских доков.
Капитан Бемби и
механик парохода О’Лири боятся потерять работу и благополучие своей семьи. Под
давлением угроз они становятся соучастниками своих хозяев. Не имея сил и
решимости твердо встать на путь непримиримой борьбы со своими угнетателями,
пресмыкаются перед ними. Артисты С. К. Тихонов (О’Лири) и А. А. Сергеев сумели
в основе правильно провести свои роли.
Оформление спектакля
(художник А. Р. Ханамиров) дано в слишком светлых тонах. Вид гавани в первом
акте, обстановка в машинном отделении и в квартире матери Жана выглядят
приглаженно и не совсем соответствуют духу спектакля.
Некоторые
недостатки, имеющиеся в спектакле «Звезда мира», не лишают его большого
политического и воспитательного значения. Он учит правде, закаляет волю,
рождает желание непримиримо, до победного конца бороться за великое и
прекрасное дело укрепления мира во всем мире.
Е. Шварц».
("Восточно-Сибирская
правда", 1951, № 165 (15, июль), с. 4).
Комментариев нет:
Отправить комментарий