"... Поклон-привет тебе он шлет,
Моя любимая".
65 лет
назад советское искусство не чуралось проблемы семейных взаимоотношений:
«Театр.
«Потерянный
дом».
Проблема любви, семейных взаимоотношений
была одним из главных объектов внимания писателей, драматургов, художников на
протяжении всей истории искусства. Можно без преувеличения сказать, что вся
мировая литература в течение многих веков считала эту тему самой главной в
искусстве. В разные периоды развития человеческого общества тема эта в искусстве
решалась по-разному. Однако во все периоды существования человечества
досоциалистической эпохи тема эта вставала перед многими великими художниками
как нечто неразрешимое. Трагическая безысходность несчастной любви и браков
рассматривалась ими как факт непреодолимый. Воля страшных обстоятельств довлела
над жизнью и чувствами людей, их печальные судьбы запечатлелись в искусстве в
незабываемых образах Ромео и Джульетты, Отелло и Дездемоны, в отчаянно
протестующих героинях Островского – Катерине из «Грозы» и Ларисе из
«Бесприданницы». Над уродливыми законами светской морали свершил свой главный
приговор Лев Толстой в «Анне Каренине» и «Крейцеровой сонате», так и не указав
реального пути
к освобождению от этих законов. Чехов, с его светлой верой в будущее, создал
призрачную надежду на выход в образе Нины Заречной в пьесе «Чайка», где молодая
девушка, испытавшая все невзгоды личной жизни, поверила в возможность обретения
счастья в творчестве.
По-новому
решается эта тема в советской литературе и драматургии. Социализм уничтожил
сословия, которые порождали уродство семейных взаимоотношений в старом
буржуазном обществе. Люди освободились из замкнутого круга узких эгоистических
интересов, потому что перед ними открылись широкие горизонты
общественно-полезной деятельности. Семья стала одним из важных факторов
формирования человека в честного и преданного родине гражданина, одним из
стимулов успешного творческого труда. С этих позиций и рассматривается в нашем
искусстве проблема семейных взаимоотношений.
В свое
время Владимир Маяковский с присущей ему страстностью в числе самых серьезных
проблем, требующих нового разрешения, называл проблему личных взаимоотношений.
Моральный облик нового человека новой эпохи был объектом его неутомимого
творческого внимания, поэта волновала чистота и духовная цельность этого облика
с той же силой, с какой волновали его все другие грандиозные проблемы,
встававшие перед молодой страной социализма. Чувствуя ответственность своего
поколения перед потомками, которые должны будут воплотить в жизнь идеи
коммунизма, Маяковский снова и снова обращался к этой теме то с беспощадной
сатирой в адрес всевозможных пережитков старой морали, то в откровенном и
мужественном в своей красоте изображении человеческих чувств.
Вопрос о
«личной» теме в нашей литературе довольно длительное время был вопросом
дискуссионным. Многие горе-теоретики ломали копья в пустых дебатах о том,
должен ли советский писатель писать о таких «второстепенных» темах, как семья,
не таит ли в себе эта тема опасности заслонить собой многие, гораздо более
важные, проблемы? В подобных бесплодных рассуждениях утрачивалось обычно
реальное представление о нашей
действительности, в которой тесно переплелось личное и общественное.
Искусственное разделение этих двух, тесно связанных между собой категорий
создало в литературе такое положение, что для многих наших писателей и в
особенности драматургов эта тема стала действительно второстепенной.
И если в
художественной прозе за последние годы появилось несколько значительных
современных произведений, подымающих со всей остротой вопрос о семье («Товарищ
Анна», «Иван Иванович» А. Коптяевой, «Жатва» Галины Николаевой и ряд других),
то в драматургии было несколько весьма несовершенных попыток поставить вопрос,
и принцип его разрешения оказался несостоятельным. Примером такой
несостоятельности была пьеса Поташова «Сын», в которой животрепещущие вопросы
семьи разрешались в плане слезливой мелодрамы старомодного образца.
Пьеса
Михалкова «Потерянный дом» является по существу первой попыткой за последние годы
остро поставить этот вопрос и правильно его разрешить.
В
пьесе четко выражена мысль о том, что всякий поступок, способствующий искажению
нравственного облика советской семьи и ставящий под угрозу ее нормальное
существование, встречает со стороны нашей общественности самое суровое
осуждение. За порчу семьи, за нанесение ей морального ущерба с виновных должно
взыскиваться с неменьшей строгостью, чем взыскивается за нанесение ущерба
государству. Сила советского коллектива не останавливается перед вторжением в
«личные дела» тех людей, которые таят в своей психологии родимые пятна
капитализма.
С этой
точки зрения пьеса Михалкова заслуживает несомненного внимания, и обращение к
ней коллектива областного драматического театра вполне закономерно.
Вот
вкратце содержание пьесы:
Депутат
Верховного Совета Устинов приехал в Москву с далекого Енисея. Поздним вечером
он пошел навестить своего старого друга Лаврова. Друзья не виделись шесть лет,
однако их дружеская беседа быстро утратила свой задушевный характер. В жизни Лаврова
произошли за это время изменения, которые поразили и возмутили Устинова. Лавров
оставил жену, с которой прожил семнадцать лет, и двоих детей.
Он
живет с другой женщиной.
Покинутая
жена Лаврова Татьяна Петровна Кудрявцева, глубоко пережившая разрыв с мужем,
мужественно выдержала это испытание и обрела подлинное счастье в работе.
Татьяна Петровна – талантливый хирург, она твердо знает, что необходима
множеству других людей, и это помогает ей, при всех личных невзгодах, жить
интересной творческой жизнью.
Девушка,
которая полюбила Лаврова еще в институте, когда слышала его увлекательные
лекции, осознала в конце концов, что не имеет права отрывать Лаврова от семьи,
не захотела мириться со своим двусмысленным положением и, преодолев свое
сильное чувство к Лаврову, ушла от него сама.
Партийная
организация не оставила без внимания поведение Даврова, и ему, члену партии,
пришлось на заседании бюро давать объяснения о неполадках в свойе личной жизни.
И наконец школа, в которой учатся его дети, потребовала от него более
внимательного отношения к ним.
Все
это время Лавров пытался убедить себя и других в том, что он не сделал ничего,
заслуживающего осуждения, доказывал, что сотни людей сходятся и расходятся, а
он поступил даже благородно, обеспечив семью материально. Но вопреки логике
Лаврова все ежедневно напоминает
ему о том, что сделано что-то нехорошее, из-за чего трудно прямо смотреть в
глаза старому другу Устинову, из-за чего нет полного счастья с Людмилой, потому
что их совместная жизнь юридически не оформлена – Лавров не развелся с женой,
боясь общественного «резонанса».
Трудно
Лаврову встречаться и с детьми. В их глазах от каждый раз видит упрек и каждый
раз при этом чувствует, как его мучает совесть. Удобная форма жизни Лаврова,
которую он так безответственно состряпал, расползается по всем швам, и из
каждой прорехи проглядывают не очень-то привлекательные черты его характера.
Спектакль областного драматического театра
в основном правильно раскрывает содержание пьесы Михалкова. Интересен в этом
спектакле прежде всего образ хорошей советской девушки Людмилы, созданный
артисткой Е. Е. Красновой. Артистка Краснова впервые выступила на сахалинской
сцене, и это первое выступление оставило в нас уверенность в том, что
серьезность и вдумчивость в работе над ролью – главное качество актрисы. Образ
Людмилы показан ею в развитии. Актриса мягко и вместе с тем очень ясно
раскрывает логику поведения Людмилы, ее превращение из недалекой, излишне
восторженной девушки в зрелого принципиального человека, свободного от легкомысленных
иллюзий, способного пройти честный и содержательный жизненный путь. В Людмиле –
Красновой, расстающейся в конце спектакля с Лавровым, нет и доли
сентиментального самопожертвования. Перед нами человек, убежденный в своей
правоте и прямо идущий к своему твердому решению – расстаться с Лавровым,
освободиться от ошибочного взгляда на счастье, как на растворение себя в
любимом человеке, и найти свое место в жизни, в творческом труде. И если
Людмила в исполнении Красновой вначале спектакля казалась нам чрезвычайно
заурядным существом, мечтающим о курортном рае наедине с возлюбленным, то в
конце спектакля перед нами человек с сильной индивидуальностью и одновременно с
теми типичными положительными чертами характера, которые свойственны нынешнему
поколению советских людей, вступающих в жизнь.
Татьяна Петровна Кудрявцева в исполнении
артистки А. Н. Зубаревой предстает
перед нами в образе умной, проницательной женщины, умудренной большим жизненным
опытом. Татьяна Петровна Зубаревой очень сдержанна, пожалуй, даже слишком
сдержанна в своих переживаниях. Выдержка, мужество этой женщины – вот черты,
привлекшие главное внимание артистки в этой роли. Правильно раскрывая их,
актриса иногда упускает из виду глубокое драматическое содержание этой роли,
из-за чего образ Татьяны Петровны в спектакле становится несколько суховатым.
Больше всего вктрисе удается сцена, в
которой Татьяна Петровна с неожиданной для себя самой откровенностью
пассказывает незнакомой посетительнице о своей женской судьбе. Просто, стараясь
объяснить не столько молодой девушке, сколько самой себе, говорит Татьяна
Петровна о радости большого ответственного труда, без которого жизнь для
человека пуста и бесцельна.
Роль
шестнадцатилетней Оли Лавровой исполнена артисткой Хасановой с необходимой для
этой роли драматической напряженностью. Актриса удачно избегает мелодраматизма,
которым грешит эта роль в пьесе. Хасановой следует еще больше поработать над
точной внешней характерностью роли, потому что иногда у нее прорываются черты,
продиктованные не столько индивидуальностью Оли Лавровой, сколько
условно-театральным представлением об изображении «ребенка» на сцене.
Маленькую
эпизодическую роль санитарки в больнице играет артистка Е. Жданова. Эпизод
послужил актрисе материалом для создания образа трогательной, хлопотливой
старушки, которая много лет уже работает в больнице и которая вносит в эту
строгую больничную обстановку домашнюю атмосферу уюта и сердечной заботливости.
Правдива в своей небольшой роли Елены артистка Т. И. Агалакова.
Женские
образы нашли в спектакле более удачное воплощение, чем мужские. Артисту Я. А.
Юфа в образе Лаврова больше удается та часть роли, где Лавров испытывает
внутреннее беспокойство и обнаруживает свою эгоистическую натуру. Но артист не
нашел еще нужных красок для показа Лаврова в сумме его противоречивых качеств.
Нет в его Лаврове той несомненной значительности, которая к нем должна быть
хотя бы потому, что его любит такая умная и хорошая женщина, как Татьяна
Петровна, нет в нем обаяния талантливого профессора, за которое полюбила его
Людмила. В изображении Лаврова артист Юфа почти с самого начала прибегает к
разоблачению, в результате чего конфликт всего спектакля, тот пункт
столкновений, которым является образ Лаврова в пьесе, кажется нам менее
существенным, чем он должен быть.
Артист
Цветков в роли Устинова показывает в основном только одну линию его поведения:
отношение Устинова к событиям в семье Лаврова, в результате чего образ Устинова
принимает несколько обнообразный характер. Можно адресовать этот упрек и автору
пьесы, однако в пьесе есть, пусть незначительный, но все же материал,
помогающий найти в образе Устинова дополнительные черты, говорящие о его
большой увлеченности великими преобразованиями природы на Енисее,
свидетельствующие о его поэтическом восприятии действительности, благодаря чему
Устинов пишет роман об этих преобразованиях.
Думается,
что темперамент, с которым Устинов осуждает Лаврова, и темперамент, с которым
Устинов говорит о проекте преобразования сибирских рек, должен выражаться
по-разному. У Устинова-Цветкова и то и другое выявляется одинаково.
Спектакль
поставлен режиссером театра А. И. Лориным, занятым в спектакле в роли старого
школьного учителя. «Потерянный дом» - первая работа режиссера в нашем театре, о
которой, учитывая замечания, сделанные выше, можно сказать, что спектакль
звучит с той социальной остротой, без которой пьеса на такую тему может
показаться нам и мелодраматичной, и, в силу этой мелодраматичности, жизненно
недостоверной. Именно наличие правильного осуждения Лаврова в спектакле делает
этот спектакль нужным нашему зрителю, заставляет зрителя задуматься над
жизненным фактом, положенным в основу пьесы, посмотреть серьезно и вдумчиво в
самою жизнь, увидеть в ней явления, аналогичные тому, что были показаны в
театре, разобраться в них и сделать по отношению к ним правильные выводы.
Воспитательное
значение спектакля очевидно, и в этом его главное достоинство.
Г.
Костелянец».
("Советский Сахалин", 1951, № 16
(19, январь), с. 4).
В свое время Владимир Маяковский с присущей ему страстностью в числе самых серьезных проблем, требующих нового разрешения, называл проблему личных взаимоотношений. Моральный облик нового человека новой эпохи был объектом его неутомимого творческого внимания, поэта волновала чистота и духовная цельность этого облика с той же силой, с какой волновали его все другие грандиозные проблемы, встававшие перед молодой страной социализма. Чувствуя ответственность своего поколения перед потомками, которые должны будут воплотить в жизнь идеи коммунизма, Маяковский снова и снова обращался к этой теме то с беспощадной сатирой в адрес всевозможных пережитков старой морали, то в откровенном и мужественном в своей красоте изображении человеческих чувств.
В пьесе четко выражена мысль о том, что всякий поступок, способствующий искажению нравственного облика советской семьи и ставящий под угрозу ее нормальное существование, встречает со стороны нашей общественности самое суровое осуждение. За порчу семьи, за нанесение ей морального ущерба с виновных должно взыскиваться с неменьшей строгостью, чем взыскивается за нанесение ущерба государству. Сила советского коллектива не останавливается перед вторжением в «личные дела» тех людей, которые таят в своей психологии родимые пятна капитализма.
Артист Цветков в роли Устинова показывает в основном только одну линию его поведения: отношение Устинова к событиям в семье Лаврова, в результате чего образ Устинова принимает несколько обнообразный характер. Можно адресовать этот упрек и автору пьесы, однако в пьесе есть, пусть незначительный, но все же материал, помогающий найти в образе Устинова дополнительные черты, говорящие о его большой увлеченности великими преобразованиями природы на Енисее, свидетельствующие о его поэтическом восприятии действительности, благодаря чему Устинов пишет роман об этих преобразованиях.
Комментариев нет:
Отправить комментарий