65 лет
назад в СССР воспевали труд и созидание продолжатели литературных
реалистических традиций:
«На
литературные темы.
«Новая
Сибирь».
Двадцать
третья книга литературно-художественного альманаха Иркутского отделения Союза
советских писателей.
...
Закрывая прочитанный альманах испытываешь впечатление, подобное впечатлению от
одного цельного интересного произведения. Это свидетельствует о продуманном
расположении материала в книге.
Различные
по темам, жанрам, художественным особенностям произведения, напечатанные в
альманахе, дополняют друг друга и в целом раскрывают тему новой Сибири, а
точнее – тему труда в новой социалистической Сибири.
То,
что в период сложной международной обстановки советские писатели нашей области
воспевают труд и созидание, - является одним из средств борьбы их за мир против
войны...
...
Нет надобности перечислять отдельные неудачные рифмы или строки я ярких стихах
Ю. Левитанского и И. Луговского, но нельзя не заметить существенного
принципиального недостатка в творческом методе обоих поэтов.
Стихотворения
Ю. Левитанского, помещенные в альманахе, отличаются большой силой обобщения
типических качеств, особенностей советских людей и всего нашего
социалистического бытия. Но поэт мало внимания уделяет своеобразию,
индивидуальности человека. Поэтому и «Питомцы Октября» и «Сталинский испытанный
солдат» и друзья-соседи поэта являются символическими, собирательными, но не
индивидуальными образами.
Сам
художественный прием, о котором идет речь, разумеется, интересен и должен быть
использован в нашей поэзии.
Но, думается, Ю. Левитанский чересчур злоупотребляет этим
приемом, переносит его из одного произведения в другое и, без сочетания
типического с индивидуальным, обрекает свой стих на неизбежную, при таком
злоупотреблении, декларативность.
В творческом методе И. Луговского наблюдается
противоположный недостаток. Луговской мастер конкретного, образного письма.
Герои поэта отличаются яркой индивидуальностью и легко запоминаются. Но, к
сожалению, Луговскому порой нехватает достаточной силы обобщения. Поэтому
стихотворения «Первый выгон», «Ночь на полевом стане» приобретают смысл
отдельных эпизодов, а не типических явлений советской действительности.
К недостаткам альманаха относятся отдельные недоработки,
допущенные писателем Ф. Тауриным в главах из романа «К одной цели». Наряду с
убедительными жизненно правдивыми образами парторга завода Лугового, директора
Перова, работницы Тани Парамоновой, механика Степняка, рабочего Феди Маслова и
других, появляется в романе и вызывает ощущение фальши, шаблона образ жены
Перова – Людмилы. Несмотря на, казалось бы, второстепенную роль, которую
отводит автор Людмиле, образ этой, чуждой не только Перову, но и всем советским
людям, женщины нарушает здоровый, верный идейный замысел романа: «Расти, итти вперед – это неотъемлемое свойство советских
людей. В этом сила нашего строя». Писатель, очевидно, намеревался показать
буржуазные пережитки в сознании некоторых граждан СССР. Но выполнен этот
замысел очень неудачно, неискренно.
Когда среди советских людей появляется такая «личность»,
наше гуманное общество обязательно попытается перевоспитать ее и лишь от
безнадежно испорченного человека отвернется с презрением. В романе Таурина
совершенно не выяснены причины обывательских интересов Людмилы. Вся она со
своим «японским халатом», «плаксивой испорченностью», беспричинной ревностью к
мужу и «красотою Мадонны» появляется неизвестно откуда и неизвестно почему. В
романе она понадобилась лишь для того, чтобы сделать несчастным
в личной жизни Перова и тем самым оправдать, мотивировать его возникающую (и,
кстати сказать, очень схематично изображенную) любовь к комсоргу завода Ольге
Черненко...
Анна Рубанович».
("Восточно-Сибирская
правда", 1950, № 282 (28, декабрь), с. 3).
Комментариев нет:
Отправить комментарий