воскресенье, 23 августа 2015 г.

"От Поволжья до Амура, от Полесья до Байкала..."

"... От седых вершин Кавказа до алтайской целины
Наша праведная дружба крепче твёрдого металла,
Мы своим трудом богаты, правде ленинской верны!"


60 лет назад в СССР с большой творческой выдумкой разрешались многие эпизоды многих советских кинокартин:
«Кино.
«Призраки покидают вершины».
... Веками оставалась неразгаданной тайна горы Кармир-Сар, на вершине которой, если верить преданиям, таились огромные богатства – неисчерпаемые источники расплавленного серебра. Ледяную вершину охраняли таинственные призраки. Они отравляли смертоносным дыханием всякого, кто осмеливался проникнуть в недоступную для человека тайну... Так рассказывали старые люди. Немало смельчаков пыталось достигнуть вершины Кармир-Сар. Среди них был и студент Санкт-Петербургской горной академии Андрей Шелагин, который верил в то, что древнее народное предание обернется когда-нибудь прекрасной былью, и богатства горы Кармир-Сар перестанут быть для народа недоступными. Но он не вернулся с ледяной вершины. Лишь молодым советским ученым-геологам удалось разгадать эту древнюю тайну, хотя над их головами «призраки» пытались занести свою уже совсем непризрачную руку.
Об их походе, полном неожиданностей и опасных приключений, рассказывает зрителям новый приключенческий фильм Ереванской киностудии, созданный режиссерами С. Кеворковым и Э. Карамяном по сценарию Г. Колтунова и Э. Карамяна.
Многие эпизоды картины разрешены с большой творческой выдумкой.
На протяжении всего фильма перед зрителем постепенно раскрывается смысл его названия. Что за силы, которые не позволяют приблизиться к заветной вершине, не позволяют узнать о богатствах, хранящихся там?
Первые призраки – это неразгаданные силы природы, а призраки второго рода – это люди из враждебного нам мира. С самого начала фильма одного из них мы узнаем в лице представителя зарубежного химического концерна Альвареца де Кортец. Всеми силами старается сорвать он экспедицию на Кармир-Сар. Использование богатейших залежей самородной ртути, о которых он знает,- опасная конкуренция для его предприятия. Именно поэтому он в свое время столкнул в пропасть своего спутника Андрея Шелагина, угрозами и деньгами заставил молчать свидетеля преступления Даниэля-Бека, ныне маститого профессора геологического института. А народные поверия, создавшие вокруг загадочной горы ореол таинственности, долгое время помогали ему сохранить тайну.
Но пришла в Армению Советская власть, выросли из среды армянского народа молодые пытливые ученые, такие, как Арташес Малян и его товарищи. Их не удовлетворяют уже объяснения старинных легенд, они смело идут на штурм Кармир-Сара и разгадывают тайну горы. «Призраки», оказавшиеся посланцами из-за кордона, были изгнаны с ледяной вершины, а богатства из призрачных превратились в ощутимые и нужные стране огромные залежи самородной ртути. В этом фильме – острая и занимательная фабула. Постановщикам и актерам удалось создать ряд запоминающихся образов. В первую очередь это относится к одному из главных героев фильма, молодому геологу – Арташесу Маляну, в обаятельном облике которого воплотились лучшие черты советского человека – пытливый ум, смелость, несгибаемая воля, любовь к своему делу и вера в его успех.
Артист С. Сосян сумел нарисовать яркий и выразительный портрет своего героя. К сожалению этого нельзя сказать о другом действующем лице – Баграте Багратумяне. Актеру А. Карапетяну не удалось преодолеть весьма трафаретного драматургического материала, в котором вместо живого образа предстает схематическая фигура карьериста. Весьма прямолинейно и психологически неубедительно выглядит его поведение в ряде эпизодов.
Мастерски проводит свою роль народный артист Армянской ССР Ваграм Папазян, создавший сложный драматический образ Даниэль-Бека, - ученого, который ценой преступного молчания обеспечил себе внешне спокойную, благополучную жизнь и прочное место в институте. Тонко и убедительно играет В. Папазян роль человека, запутавшегося в противоречиях.
Хорошо справились со своей задачей артисты Л. Кмит, исполняющий роль иностранного агента, проникшего в советскую экспедицию с целью сорвать ее работу, и особенно артист В. Тягушев, исполняющий роль удачно законспирированного под видом энтомолога сотрудника государственной безопасности. Почти до самого конца фильма волнует зрителей вопрос – кто же из этих двух – враг?
Обидно, что некоторые неправдоподобные эпизоды и плохо продуманные детали снижают общее хорошее впечатление от фильма. Так, например, не веришь тому, что в трудном и опасном походе участники его могли щеголять в таких красивых, тщательно отутюженных костюмах.  Жаль, что оказались такими безликими остальные альпинисты – участники экспедиции.
Но несмотря на частные недостатки фильм «Призраки покидают вершины», безусловно, найдет признание зрителей.
О. Игошина».
("Советский Сахалин", 1955, № 200 (24, август), с. 3).

Комментариев нет:

Отправить комментарий