"... Сами участники чумного пира,
Лучше мы Гамлета, Цезаря, Лира
Будем читать над свинцовой рекой..."
Лучше мы Гамлета, Цезаря, Лира
Будем читать над свинцовой рекой..."
60 лет назад от
победы к победе маршировала советская драматургия:
«Новые творческие победы советской драматургии.
... Пьесы, удостоенные Сталинских премий за 1949 год, отличаются ясной
идейной целеустремленностью, органической связью с духовными потребностями
советских людей, простотой и выразительностью реалистической формы.
Лучшие пьесы 1949 года разнообразны по
содержанию. Они касаются и недавнего героического прошлого нашей страны и ее
настоящего, насыщенного вдохновенным творческим трудом. Они раскрывают всю
вредоносность растленной идеологии буржуазного космополитизма; они срывают
маски с заокеанских душителей свободы и демократии, пытающихся раздуть пожар
новой войны...
Пьесы К. Симонова «Чужая тень» и С. Михалкова
«Илья Головин» переносят нас в кипучую созидательную атмосферу, в которой живет
перендовая советская интеллигенция – ученые физиологи у Симонова и композиторы
у Михалкова. Перед нами проходят типичные образы мастеров социалистической
науки и искусства, партийных и непартийных большевиков, видящих смысл своей
деятельности в борьбе за счастье народа.
В пьесах «Чужая тень» и «Илья Головин» оружие
критики направлено против тех советских интеллигентов, которые оказались
зараженными идеологией буржуазного космополитизма, подпали под влияние чуждых
идей. В пьесе Симонова таким персонажем оказывается профессор Трубников.
Трубников – носитель гнилых космополитических представлений о «вненациональной»,
мировой науке, якобы не знающей государственных границ. Он оказался жалкой
игрушкой в руках международных авантюристов и шпионов, использующих в своих
преступных целях его космополитические бредни.
Тень
чуждых идейных представлений, павшая на Трубникова, почти приводит его к
научной и гражданской смерти. Перед опасностью серьезной катастрофы стоит и
герой пьесы С. Михалкова композитор Илья Головин. Яд реакционных
космополитических идей проник в его сознание под видом будто бы весьма далеких
от политики эстетических теорий, формалистических своей сущности. Эти теории,
однако, полонили сознание Головина, оторвали его от народа, совлекли с
реалистического пути. Начинавший некогда как художник народный, подлинно
реалистический, Головин под разлагающим влиянием модных западно-европейских и
американских образцов скатывается к неприкрытому эстетству, начинает создавать
опусы, лишенные ясной идеи, нарочито усложненные по форме, дисгармоничные. Его
творчество оскудевает, становится вымученным, фальшивым. Народ, высоко
оценивший первые работы композитора, с негодованием отвергает его последние
формалистические выкрутасы.
И
Трубникова, и Головина от творческой гибели спасает честное, нелицеприятное
слово большевистской критики. В «Илье Головине» и особенно в «Чужой тени»
показаны обаятельные образы передовых советских людей – ученых,
хозяйственников, военных, артистов, всем своим существом связанных с народом, с
партией, с социалистическим государством. Симонов и Михалков показали через эти
образы моральную красоту советского человека, раскрыли всепобеждающую силу
коммунистических идей. Свет этих идей помогает Трубникову и Головину осознать
свои заблуждения.
«Чужая
тень» и «Илья Головин» - пьесы о несоизмеримом превосходстве советской
идеологии и культуры над буржуазной, о морально-политическом единстве
советского общества, о воспитательной силе принципа большевистской
партийности...
... Пьеса
Б. Лавренева «Голос Америки» срывает маски с империалистических разбойников за
океаном. Вместе с тем она показывает те здоровые демократические силы, которые
мужественно противостоят проискам империалистов. Гневная и острая пьеса
Лавренева проникнута верой в силы американского народа, который не
допустит
новых военных авантюр.
Конечно,
не все безупречно в этих пьесах. Недостаточно разработан, например, у К.
Симонова образ секретаря партийной организации института. Бледно в «Илье
Головине» показана роль председателя Союза советских композиторов. Ходульно,
неубедительно решен в «Голосе Америки» образ коммуниста Макдональда, который
играет такую важную роль в развитии главного героя пьесы Кидда.
Все эти
недостатки, однако, ни в какой мере не умаляют большого воспитательного
значения названных пьес.
Идя по пути, указанному партией в ее
исторических решениях по идеологическим вопросам, советская драматургия в 1950
году достигнет новых выдающихся успехов.
Е. Сурков».
("Советский
Сахалин", 1950, № 125 (28, май), с. 3).
Комментариев нет:
Отправить комментарий