Добро пожаловать, дамы и господа! Этот блог посвящён только заведомо ложным измышлениям, порочащим советский государственный и общественный строй.
четверг, 30 апреля 2015 г.
среда, 29 апреля 2015 г.
"От полюса до Дагестана родные для нас имена..."
"Калинин, Литвинов и Жданов -
Их знает и любит страна".
Их знает и любит страна".
«Расул Гамзатов.
Портрет.
На рассвете, будто трубачи,
Петухи аула Кубачи
По дворам трубили клич:
«Пора»!
И тогда вставали мастера,
И трудились так, что про артель
Слава шла за тридевять земель.
Среди мастеров тончайших дел
Был один, что равных не имел.
Этот мастер, старый и седой,
Был известен всей стране родной.
Мастер клал узоры на металл.
Говорили люди: «Красота!»
Но старик не слышал их похвал,
У него была своя мечта:
Сделать всё мечтал он с давних лет
Ленина великого портрет.
Каждый день, садясь за свой станок,
Думал мастер: «Нет, не вышел срок,
Неумелый я и молодой,
Чтоб с работой справиться такой!»
Шли за днями дни, и
шли года,
Слава шла о мастере
большом,
У него седела
борода,
Отливая тоже
серебром.
А старик, оттягивая
срок,
Медлил всё, решиться
всё не мог.
Наконец однажды он с
утра
Сел за стол и
прошептал:
«Пора!»
Иглы заточил, зажёг
огни
И работу начал.
В эти дни
Даже первый
петушиный крик
За работою встречал
старик.
Мастер делал Ленина
портрет...
Что продумал он за
много лет,
Что прочувствовал и что постиг –
Всё в работу вкладывал старик.
Он сидел, сутулый и седой,
Серебра касаясь бородой,
И светилась лампочка его,
Названная именем того,
Чей портрет невиданной красы
Под резцом рождался в те часы.
В те часы серебряный узор
Перевоплощался в ясный взор,
В мудрый лоб и в очертанья щёк,
В ласковой улыбки огонёк,
В жест руки и поворот плеча,
В незабвенный образ Ильича...
Вот последний штрих.
Портрет готов.
Кликнул старый мастер мастеров,
Чтобы посмотрели на портрет,
Чтоб сказали: вышел или нет.
Но стояли молча средь двора
Зачарованные мастера.
А потом сказал один из них,
Что был старше и мудрей других:
«Точен твой
резец, твоя игла.
Ты искусен, мастер,
спору нет,
Но одних законов
ремесла
Мало, чтоб создать
такой портрет.
Старый мастер, ты
вложил в него
Благодарность сердца
своего.
Даже больше, - ты
вложил в резец
Чувство всех людей и
всех сердец!»
А потом аул держал
совет,
И решили Ленина
портрет
Подарить тому, кто
наш народ
Так же, как Ильич,
ведёт вперёд.
Порешили и без
лишних слов
Снарядили к Сталину
послов.
Перевёл с аварского
Н. Гребнев».
("Мурзилка",
1950, № 4 (апрель), с. 10).
вторник, 28 апреля 2015 г.
понедельник, 27 апреля 2015 г.
"Попрощался с Юлей врач..."
"... Глеб Сергеевич Пугач".
«Здоровье и религия.
С. Обушко, зам. главного врача медсанчасти комбината.
... Ущерб здоровью верующих и молодого поколения приносят религиозные обряды крещения, причастия и посты. При совершении обряда причащения десятки, а то и сотни людей получают из одной и той же чашки и ложки кусочки булки, размоченной в разбавленном вине, что является причиной распространения любого инфекционного заболевания. Вредное влияние на здоровье оказывают религиозные посты. Соблюдая их, верующие лишают себя на длительный период наиболее ценных продуктов: молока, мяса, животного масла, яиц. Вследствие этого наступает истощение организма, снижение его сопротивляемости к различным болезням. При разговлении возникают многочисленные кишечные расстройства».
воскресенье, 26 апреля 2015 г.
суббота, 25 апреля 2015 г.
"И по площади Красной, шалея..."
"... Мы шагали – со
славой на «ты», -
Улыбался нам Он с
мавзолея,
И охрана бросала
цветы".
50 лет назад охотно, но выборочно по части
увиденного некогда на мавзолее, делились воспоминаниями советские
железнодорожники:
«Незабываемое.
Я. Волобуев, маневровый диспетчер ЖДТ.
Столкнули мы фашистов в Балтийское море и остановились под Данцигом. Было июньское
воскресенье. В полседьмого утра приходит ко мне посыльный из штаба и говорит:
— Товарищ старший лейтенант, вас вызывает командир части.
Собрался я, прихожу в штаб, докладываю, прибыл, мол, по вашему
приказанию, а сам в догадках теряюсь: зачем в такой ранний час вызвали.
Командир у нас был строгий, зря, думаю, не вызовет. Предложил мне подполковник
стул и сразу же перешел к делу:
— Возьмите с собой пятерых солдат, готовьтесь к Параду Победы.
Если нет вопросов, вы свободны.
— Есть! — бросил руку к фуражке, повернулся и вышел из кабинета.
Кажется, что поезд идет слишком медленно. Но вот, наконец, Москва. Дней
20 строевой подготовки.
Постепенно нарастает волнение: мы будем идти по столице, на нас будет смотреть вся страна, а это многому обязывает.
Дня за два до парада выдали нам обмундирование: кителя, брюки, каски,
клинки и винтовки с примкнутым штыком. 24 июня встали в полшестого утра.
Всю ночь лил дождь. Не прекратился он и утром. Через несколько минут промокли
до костей. И без того суровый вид солдатских колонн стал строже, и, казалось, что не только оружием, но и взглядами солдаты
и офицеры смогли бы уничтожить любого врага.
Народу — видимо-невидимо. Дождь никому не помешал выразить чувство
огромной патриотической радости по поводу разгрома фашистской Германии.
Чеканим шаг мимо Мавзолея. Врезался в памяти Михаил Иванович Калинин.
Маленький, худенький он стоял на трибуне Мавзолея и приветливо улыбался
защитникам Родины. Не видно было улыбок только на лицах отдельных заграничных
гостей...»
пятница, 24 апреля 2015 г.
"Ярко зоренька играет, колыхает и горит.."
"... Сердце радостно сжимает,
Когда Сталин говорит".
75 лет назад в СССР быстро наверстывали упущенное бывшие заграничные ребята:
«Дорогие ребята! Я
пишу очень плохо, но вы простите меня: раньше ведь я пас коров, учиться не мог
– не было денег. Мы, бедняки, сидели без хлеба и плакали от недостатка. Учились
только дети помещиков и богатых панов, потому что у них было много денег. А
теперь у нас учатся все. Можно поступить в какую хочешь школу и можно выучиться
на кого хочешь. Спасибо отцу Сталину и спасибо товарищам красноармейцам,
которые прогнали помещиков и панов.
Иван Климук.
Деревня Семяноука,
Западная Белоруссия».
("Мурзилка",
1940, № 4 (апрель), с. 17).
четверг, 23 апреля 2015 г.
"Яснеют законы добра в четвертом своем измеренье..."
"... Не завтра, а наше вчера
Сегодня поймешь в озаренье".
50 лет назад в СССР не бездельничали штабы народных
дружин:
«У общества закон единый.
Одумайся, Лина!
Будничный день. Лучи солнца щедро залили лестничную площадку. У
подоконника в безжалостно укороченных плащах — юнцы. Показная бравада и
блудливые взгляды. Один из них наливает вино в стакан, который держит девушка.
Ее зовут Линой. Лина Крюкова. Ей всего лишь 19. По лестнице спускается женщина.
Не может пройти мимо — обидно.
— Как тебе не стыдно, Лина...
— Отваливай отсюда, не то пожалеешь, — зло огрызается девушка.
— Всю жизнь на аптеку работать будешь, — пригрозил юнец.
Сомнительную компанию пришлось разгонять с помощью мужчин.
Сколько раз собирались в подъезде такие компании. Сколько было
возмущений. Вот доказательство: просьба соседей Крючковых о выселении Лины из
города. Ее подписали 16 человек.
Все началось так.
Мать Лины однажды уехала на месяц в санаторий. Предоставленная свобода
действий вскружила голову девушке и она ринулась плыть по течению. Как
говорится, рыбак рыбака видит издалека. Вскоре нашлись «друзья» у Лины. Пьяные
оргии, подозрительные сборища в подъезде встревожили общественность. Лину
пригласили в штаб дружины.
— Одумайся, Лина...
— Отстаньте от меня. Живу, как хочу!
— Жизнь-то бывает разная: живет улитка и живет орел...
— А мне такая нравится. И вообще я не вижу ничего плохого в этом.
Общепризнанно, что жить в обществе и быть свободным от него нельзя. Лина
этого не знала, но мы дали ей понять, что анархии не будет пощады.
Сейчас Лина работает весовщиком на железнодорожном транспорте комбината.
Рано еще говорить о том, что она исправилась, но тот факт, что Лина пошла на
работу, многое значит. Если коллектив, в котором она сейчас работает, чутко
отнесется к девушке, думается, она сможет стать полноценным человеком. Пройдут
годы, изменятся у Лины взгляды на жизнь и, быть может, она постарается забыть
этот пьяный угар. Мы хотим верить Лине. Мы надеемся на нее...
Наказать снайпера.
Юноша разбил оконное стекло, просунул пневматическую винтовку и открыл
стрельбу. Поранил девочку, попал в плечо прохожему. Тот подумал, что это
проказы детворы, стал бранить подростков.
— Дяденька, это не мы. Это вон из того окна стреляют.
— Пойдем, покажите.
Славик Добровольский растерян:
— Я стрелял в воробья...
— И попал в девочку?
— Я не виноват, я больше так не буду.
Студент третьего курса горнометаллургического института Славик Добровольский больше не будет стрелять в людей: следственные органы
конфисковали у него винтовку и оштрафовали «снайпера» на 20 рублей. Трудно
понять: откуда выискался такой стрелок? Как мог он дойти до такой «забавы»?
Настораживает другой факт. Подростки, показавшие – квартиру
Добровольских, сказали, что стрелял Славик не один день. Не может быть,
чтобы никто из взрослых не видел этого. А если видел, то почему не осадил
хулигана? Ясно, что кроме Добровольского, в этом виновато равнодушие тех, кто
прошел мимо. Тех, кто доволен, что пуля зацепила не его. Пусть стыдно будет не
только виновнику, но и его посредникам за эту неприятную историю...
В. Синьковский, начальник штаба дружины при 67-м домоуправлении».
среда, 22 апреля 2015 г.
"С севера, с острова Жестева птицы летят..."
"... Шестеро,
шестеро, шестеро
Серых утят..."
65 лет назад в СССР
вкрапления антисоветчины попадались и среди бурят-монгольской народной поэзии:
«Не забудут
Ленина.
Вереницы белых
лебедей
Любят в небе
крыльями махать.
Миллионы многие
людей
Любят нашу Родину,
как мать.
Помнят караваны
лебедей
Длинный путь на
северные реки.
Миллионы многие
людей
Не забудут Ленина
вовеки.
(Записано в
Усть-Ордынском Бурят-Монгольском национальном округу. Перевод с
бурят-монгольского).
("Восточно-Сибирская
правда", 1950, № 81 (22, апрель), с. 3).
вторник, 21 апреля 2015 г.
"Облокотясь на бархат ложи, закутанная в шелк и газ..."
"... Она, в
изнеможеньи дрожи,
Со сцены не сводила глаз".
65 лет назад
советским людям было что посмотреть в театрах:
«Театр.
«Тайная война».
Постановка
Иркутского областного драматического театра.
«Тайная война» -
пьеса В. Михайлова и Л. Самойлова. Постановка режиссера П. Н. Розанова.
Художник Р. А. Ханамиров.
В наши дни, когда
знамя социализма победно реет над огромным пространством мира, когда на него с
надеждой смотрят трудящиеся всех стран, империалисты не осмеливаются развернуть
открытую войну против лагеря демократии и свободы. Тем яростней злобствует
старый мир, тем коварнее тайная война, которую он ведет. Враги ползут в нашу
страну с поддельными паспортами, а нередко одевают дипломатические фраки и,
пользуясь правом неприкосновенности, творят свои грязные дела. Хорошо известно,
что представляют из себя некоторые сотрудники английского и американского
посольств. Еще совсем недавно вражеские происки были разоблачены английским
журналистом Паркером и бывшей сотрудницей американского посольства Анабэллой
Бюкар. Мы знаем, что в арсенале англо-американских реакционеров собраны самые
подлые приемы: шантаж, подкуп, убийство, шпионаж.
Но патриотизм,
революционная бдительность советских людей, самоотверженная работа советских
чекистов, стоящих на страже государственной безопасности, делают нашу Родину
неприступной крепостью для врагов социализма. Эта мысль лежит в основе пьесы В.
Михайлова и Л. Самойлова «Тайная война», поставленной Иркутским областным
драматическим театром.
Несмотря на
интригующий, полный неожиданностей сюжет, пьеса не носит детективного характера
в обычном его понимании. В ней показана самоотверженная, благородная работа
советских чекистов, изображаются события, взятые из подлинной современной
жизни. Основная идея ее – показать чистоту и благородство морали советских
людей и осудить гнилую мораль буржуазного Запада.
Режиссер П. Н.
Розанов и весь творческий коллектив правильно поняли публицистическую сущность
произведения и разрешили его постановку в реалистическом плане.
В центре спектакля –
образ оперативного работника МГБ СССР подполковника Минаева (арт. В. В.
Серебряков). В нем как бы обобщены неотъемлемые качества чекиста:
большевистская бдительность, смелось, творческое увлечение своим трудом, умение
разобраться а самых запутанных обстоятельствах.
Минаев занимается
расследованием дела о самоубийстве молодого инженера-конструктора Туманова. Уже
с первых шагов у Минаева создается твердое убеждение, что смерть Туманова
вызвана не личной трагедией. Туманов работал над созданием прибора для
авиаразведки радиактивных руд. Это изобретение имело большое государственное
значение. И Минаев приходит к выводу, что рядом с инженером был враг.
Артист В. В.
Серебряков хорошо передает идейную убежденность Минаева, его
целеустремленность, пытливость. Однако в первых сценах ему нехватает внутренней
свободы. Чувствуется, что он еще не вполне сжился с ролью, и как бы слушает
себя со стороны.
Значительно
увереннее и естественнее его игра во второй части спектакля, в эпизодах, когда
он вступает в открытый поединок с американской военщиной и выходит из него
победителем.
К победе над врагом
Минаев приходит сложным и трудным путем. В начале следствия он располагал
скудными и зачастую противоречивыми материалами. Но правильный подход к фактам,
рассмотрение их во взаимной связи и обусловленности помогли ему до конца
выяснить дело. И если в начале спектакля покончивший жизнь самоубийством
Туманов представлялся нам человеком талантливым, разносторонним, честным, то
затем зрителям раскрылось его подлинное лицо – лицо карьериста, себялюбца,
готового пойти ради своей, личной славы на преступление.
Интересно, что на
сцене сам Туманов не показан. Однако все участники спектакля штрих за штрихом
рисуют его образ.
Точно так же незримо
ощущают зрители зловещую фигуру американского лазутчика в дипломатическом фраке
– Хэллстона. Молодчикам его типа трудно работать в нашей стране: советские
граждане не продают Родину за доллар. Поэтому шпионам приходится выискивать для
своих махинаций людей с червоточинкой в душе, людей, у которых не чиста совесть
перед обществом.
На эту карту и была
ставка Хэллстона в игре с Тумановым. Американский делец знал, что Игорь
совершил преступление: он выдал изобретение человека, которого считали
погибшим, за свое.
Туманов должен был
или раскрыть секрет изобретения американцу, или заявить о его
вымогательстве в МГБ. Но он струсил, запутался и как предатель ушел из жизни,
не разоблачив врага.
Как могло случиться,
что Туманов, наш современник, воспитанник советского вуза, стал предателем и
потенциальным врагом, как характеризовал его генерал Лавров?
Ответить на этот вопрос во многом помогает образ матери
Туманова – Веры Аркадьевны. Вдова известного профессора, обеспеченная
материально Советским правительством, она прожила последние тридцать лет будто
под стеклянным колпаком и не заметила, как изменились в нашей стране люди, их
взаимоотношения. Ей все еще кажется, что она живет в обществе, где человек
человеку – волк. И поэтому она научила своего сына приспосабливаться к
условиям, пробивать дорогу, делать карьеру, быть расчетливым.
В исполнении
артистки Г. А. Крамовой Вера Аркадьевна именно представляется «обломком империи».
От ее взглядов на жизнь, манер, даже костюма веет старомодностью, затхлостью,
давно ушедшим прошлым.
Вместе с тем
артистка не обедняет образа раскрытием только этой стороны роли. Она показывает
подлинное горе матери, искренность ее заблуждений.
Туманов и его мать –
фигуры не типичные для нашего времени, это исключение. Основная масса наших
людей воспитана на принципиально иной основе. Главным стимулом их жизни
является не личное благополучие, а забота о счастье Родины, о благе народа. Это
убедительно подтверждают почти все персонажи спектакля.
Наиболее ярко черты советского патриота воплощены в
образе Алексея Светлова. Таких у
нас тысячи: ушел добровольцем на фронт, геройски сражался, а между боями
продолжал любимую работу над созданием прибора. Товарищи восхищались его
геройством: он по радио вызвал на себя артиллерийский огонь. В одном из писем с
фронта Алексей писал: «Тот, кто в своих исканиях стремится только к личной
славе, кто оценивает результаты своей работы только как свой личный успех, - тот
не может быть настоящим борцом за новое».
Эти слова определяют
все поведение Светлова. Он отвечает гордым отказом на домогательства
американцев, которым нужен его прибор, он до конца остается честным патриотом.
Роль Светлова в
спектакле исполняет М. Ф. Мансуров. Еще до встречи со Светловым зрители
проникаются к нему симпатией. Это чувство еще более возрастает при появлении
артиста на сцене. Мансуров играет Светлова несдавшимся, непокоренным,
презирающим американских тюремщиков.
Артиста следует
упрекнуть только в манере растягивать слова, говорить с тягучей, медлительной
интонацией, которая, кстати, повторяется у него из спектакля в спектакль.
Моральное
превосходство советского человека подчеркивают и другие образы спектакля. В
ходе следствия в кабинете у подполковника Минаева побывали самые разнообразные
люди: инженер Казин (артист Б. Е. Гитман), пенсионерка Светлова (засл. Арт.
РСФСР Е. Е. Баранова), начальник проектного отдела Руденко (артисты К. Г.
Юренев, А. Ф. Раковский), студентка Родионова (арт. А. К. Рыбакова), писатель
Зайчиков (арт. А.И. Руккер) и другие. Каждый из них помог в меру своих сил
вести Минаеву расследование.
В характерах всех
этих персонажей ведущей чертой является любовь к Родине, чувство коллективизма.
Создается уверенность, что если бы Туманов не застрелился, он все равно был бы
разоблачен окружающими его людьми.
Эту уверенность
должен был закрепить в спектакле парторг Руденко, который уже давно
приглядывался к Туманову. Однако режиссер и исполнители роли, стремясь
заинтриговать зрителя, представили Руденко так, что вначале трудно понять, что
же он за человек. Особенно ощутимо это в игре артиста К. Г. Юренева. Его
Руденко вызывает настороженность, что совершенно неверно.
Неоправдан
режиссерский прием и с мелодекламацией Минаева в четвертой картине. Полковник
размышляет о преступнике, которого ему необходимо найти. В сопровождении
«Лунной сонаты» Бетховена его монолог звучит почти лирически, а в нем должна
чувствоваться сила, непоколебимая уверенность в победе, презрение к дешевым приемам
врага.
В спектакле показано
принципиальное отличие советской разведки от капиталистической. Там служат
хозяину за доллары, защищают корыстные интересы кучки магнатов. Наши разведчики
стоят на страже Советского социалистического государства, на страже счастья
народа.
Чекисты работают в
атмосфере взаимного доверия, поддержки, товарищеской помощи. И это мы ощущвем в
спектакле. Подполковник Минаев терпеливо и заботливо учит своего молодого
помощника Быстрова (арт. Г. В.
Кузменков). Сам он – также ученик генерала Лаврова. К сожалению исполнитель
роли Лаврова засл. арт. Узб. ССР А. П. Розанцев не сумел показать многих
типичных качеств этого старого чекиста, данных в пьесе. Жесты и тон артиста –
барствены, надменны и это сразу лишает его героя обаяния. Суровая нежность,
чуткость генерала к подчиненным, остаются почти незамеченными зрителем. Можно
сказать, что одно из важных мест его роли – разговор с Тумановой. Хорошие слова
произносит на сцене артист Розанцев, но души в них не чувствуется. И даже когда
Лавров говорит о том, что у него в последний день войны погиб сын, тон у него
неискренний.
Спектакль «Тайная
война» напомнит тысячам зрителей о значении бдительности, о необходимости
борьбы с пережитками прошлого в повседневной жизни, о важности идеологического
воспитания – в этом его воспитательное значение.
Постановка хорошо
принята зрителем. И это обязывает коллектив театра сделать ее еще ярче, глубже,
выразительнее.
Л. Тихонова».
("Восточно-Сибирская
правда", 1950, № 80 (21, апрель), с. 3).
понедельник, 20 апреля 2015 г.
"Все те, кто имеет в науке призванье..."
"... Все те, в ком честны и отважны сердца,
За право святое на труд и на знанье
Боритесь, друзья, до конца!"
За право святое на труд и на знанье
Боритесь, друзья, до конца!"
65 лет назад
советским людям было что почитать в научно-популярных журналах:
«Энергия подвластна
нам.
Валентин Иванов.
Научно-фантастический
роман.
(Окончание, начало
см. в ж-ле «Знание – сила» № 8-12 за
1949 г. и № 1, 2 и 3 за 1950 г.)
Краткое содержание
предыдущих глав:
Советские ученые –
академик Федор Александрович и молодой доктор технических наук Степанов
проверяют работу атомных установок на Соколиной горе. В это время приходит
радиограмма из Красноставской Энергетической Станции Особого Назначения о том,
что в районе станции обнаружены излучения космического характера. По распоряжению академика
Степанов направляется на Красноставскую станцию, где дает распоряжение
использовать мощную технику станции для нейтрализации космических излучений. На
далеком сибирском озере однажды ночью племянник академика Федора Александровича
Николай и его друг председатель колхоза Кизеров наблюдают странное свечение
луны. Впоследствии, оказавшись в сфере этого свечения, Николай лишается чувств.
Кизеров отправляет своего друга в районную больницу. Врачи во главе с
профессором Станишевским тщетно пытаются определить причины заболевания
Николая. Последний хранит упорное молчание. В это время в столице островной
империи известный физик Форрингтон принимает у себя бывшего министра
иностранных дел, который выражает протест по поводу того, что Форрингтон в своем интервью уверен
в возможности мирного использования атомной энергии. Форрингтон не согласен с
бывшим министром, который толкает ученых на работу по использованию атомной
энергии в военных целях. В тот же день Форрингтон вылетает на континент в замок
на Рейне, в котором обосновалась группа специалистов во главе с представителем
заокеанских монополий Макниллом. По указке этих монополий Макнилл в содружестве
с фашистом Хаггером работает над «совершенствованием» атомной пушки, излучения
которой отражаются от лунной поверхности и возвращаются на землю. Однако
Макниллу и Хаггеру не удается сделать это излучение смертельным для человека. С
помощью Форрингтона они надеются «усовершенствовать» свои работы.
Некое посольство в
столице нашей родины получает приказание Макнилла направить на далекое
сибирское озеро «своего человека». Последний должен вести наблюдения за
характером лунных излучений. Посольство с помощью своего резидента,
скрывающегося под фамилией Степаненко, посылает в Сибирь шпиона Заклинкина.
Заклинкин в пути
знакомится с сыном академика Александровича – Алексеем, направляющимся в
Чистоозерское, где отдыхает после болезни его двоюродный брат Николай.
Заклинкин «втирается» в доверие к Алексею и вместе с ним едет в Чистоозерское.
В замке на Рейне
Макнилл и Хаггер демонстрируют Форрингтону «атомную пушку». На экране
Форрингтон видит, как излучение оказывает действие на Николая в районе далекого
сибирского озера. Форрингтон возмущен, он требует прекратить демонстрацию.
Макнилл и Хаггер убеждаются, что Форрингтон – это один из тех ученых, которые
раз и навсегда перешли в лагерь мира и демократии, возглавляемый Советским
Союзом. Хаггер сбрасывает Форрингтона с платформы высокой цитадельной башни.
В Чистоозерском
происходит встреча братьев – Алексея и Николая. Последний рассказывает Алексею
о событиях на озере «Большие Мочищи», о своем внезапном заболевании в тот
момент, когда он наблюдал странное свечение Луны. Заклинкину не удается узнать,
о чем братья беседуют между собой. Своим поведением, всем своим нутром он вызывает подозрения
у колхозников. В другой раз Заклинкину удалось подслушать беседу братьев с
Кизеровым и он приходит в ужас от обличительной аттестации, которую дал ему
председатель колхоза. В страхе он покидает Чистоозерское. Между тем, Алексей и
Николай направляют Федору Александровичу свой отчет по поводу странных
излучений Луны. Получив этот отчет, Федор Александрович и Степанов устанавливают, что лунные аномалии – это искусственные излучения,
представляющие опасность. Академик выезжает на Красноставскую Станцию и проверяет
работу мощного энергетического щита, способного оказать воздействие на все виды
энергии.
В это время в замке
на Рейне Макнилл и Хаггер принимают решение вести подготовку с целью поражения
нашей территории «лунными излучениями». Одновременно они дают указание
заокеанскому посольству в Москве произвести покушение на жизнь Федора
Александровича. По указанию высокопоставленного чиновника посольства Смайльби,
резидент заокеанской разведки Степаненко и Заклинкин производят диверсию. Федор
Александрович тяжело ранен. Смертельно ранен и технический служитель института
Степан Семенович. Однако ему удается оставленную диверсантами бомбу отбросить
из кабинета Федора Александровича на лестницу. Возникший в институте пожар
локализуется сотрудниками института. Диверсанты скрываются в здании
заокеанского посольства. Покушение на Федора Александровича вызвало волну
возмущения в стране. Трудящиеся требуют сурового наказания преступникам, они
требуют обуздать поджигателей войны...»
("Знание -
сила", 1950, № 4 (апрель), с. 23).
воскресенье, 19 апреля 2015 г.
суббота, 18 апреля 2015 г.
"Чистить весело картошку одному на целый взвод..."
"... Ложки, миски, поварёшки
Приготовить наперёд".
Приготовить наперёд".
60 лет назад в СССР
крепко задевало за душу работников кухни заслуженное осуждение:
«Люди скромных
профессий.
Официантка.
Раиса Борисова,
официантка чайной Углегорского смешанного торга, была в отчаянии. Подавая
рабочим обед, она поскользнулась на гладко натертом полу и пролила борщ. За
соседним столом кто-то засмеялся, громко сказав: «Тебе не официанткой работать,
а в гардеробе сидеть».
Ничего не ответив,
Раиса убежала на кухню. Разволновавшись, она заплакала.
- Не буду я больше
работать, уйду,- твердила Раиса.
Заведующая чайной
Полина Григорьевна Вотякова, увидев расстроенную официантку, подошла
к ней.
- Успокойся, Раиса,
- положив руку на плечо девушки, сказала Полина Григорьевна. – Ничего страшного
– всякое случается... Неси обед, там ждут. А в перерыв заходи ко мне,
поговорим...
... Труд официантки
скромный, незаметный, но напряженный и нужный. В чайную приходят разные люди.
Нужно обслужить их культурно – это Рая Борисова взяла за твердое правило с
первого дня работы. И еще очень важно обслужить быстро – к этому столь же
упорно стремится молодая официантка.
Правда, не всегда
это удается. И часто не по своей вине. То на кухне задержат выдачу блюд, то у
буфета простоишь, а люди ждут, посматривая на часы, волнуются.
Был такой случай.
Молодой рабочий-портовик заказал порционное блюдо. Первое он уже съел,
оставалось подать ему второе и чай. Но на кухне медленно разворачивались.
Прошло пятнадцать, двадцать минут, а блюдо не было готово. Раиса через каждые
пять минут теребила поваров: «Скоро ли
будет беф-строганов? Ведь человек уже давно ждет!».
- Подождет, -
следовал ответ.- Он у нас не один.
Как хотелось
отругать виновника, но Раиса воздержалась, спокойно сказав только: «Вы уж
сделайте побыстрее».
Наконец-то блюдо
готово. Но оказалось, что есть его уже
некому. Молодой рабочий порта оставил на столе деньги за борщ и маленькую
записку, а сам ушел. В записке говорилось: «Дорогая официантка! Побыстрее надо
работать, внимательнее быть к посетителям».
- Опять неприятность,-
огорчилась Раиса. – Больше так работать нельзя.
После работы непременно зайду к Полине Григорьевне, -
решила Борисова.
Заведующая чайной внимательно слушала Раису.
- Кухня нас подводит,- согласилась она.- Вчера даже
поступила письменная жалоба. Надо принимать меры. Вот что, завтра у нас будет
производственное совещание, - ты обязательно выступи и расскажи, что говорят
люди о работе кухни.
... Раиса говорила медленно. Заметно волнуясь, она резко
критиковала работников кухни.
- Работники кухни не только задерживают отпуск блюд. Хуже
того, они иногда плохо готовят их. Вот, к примеру, три дня назад к порционному
блюду положили холодный картофельный гарнир. Да разве слыхано такое! Курам на
смех! Блюдо обменить пришлось. А время-то идет. Люди на работу могут опоздать
или уйти не пообедав. Отсюда и нарекания посетителей.
Оглядев собравшихся, Раиса продолжала:
- А бывает, и такие «фокусы» делают работники кухни:
компот дают горячий, а чай холодный. Вот и разберись, что к чему.
Рассказала Борисова и о своих неудачах.
Большой разговор завели тогда работники общественного
питания. Цель его сводилась к тому, чтобы лучше обслуживать трудящихся,
готовить вкусные и питательные блюда. Никто не остался в стороне от
откровенного обсуждения. И как крепко
задело за душу работников кухни заслуженное осуждение! В своих выступлениях они
твердо заверили, что кухня больше не подведет...
И. Королев.
г. Углегорск».
("Советский
Сахалин", 1955, № 91 (17, апрель), с. 3).