вторник, 24 сентября 2013 г.

"Малая земля. Товарищи, друзья…"

"... Вновь стучит в сердца тот яростный прибой.
Малая земля - великая земля,
Вечный путь -  из боя в бой!"


40 лет назад советские люди зачитывались похождениями Ивана Палыча Кравчука:
"Встретившись с Кравчуком я попросил его рассказать, в каких подразделениях ему довелось побывать, сопровождая Л. И. Брежнева в эти семь месяцев напряженных, полных драматизма боев.
- Пытання це нешуточное,- ответил он. – Нешуточный вопрос. Где фриц сильнее напирал, чтобы сковырнуть десантников, сбросить их в море, туда и направлялся полковник. Ну, а я, как тень, за ним. Вместе с батальонами стрелковых бригад отбивали контратаки врага. Большой интерес начальник политотдела проявлял к делам 176-й стрелковой дивизии, по многу раз бывал в траншеях 107-й отдельной стрелковой бригады, на позициях, занимаемых полком НКВД.
Иван Павлович неторопливо закурил сигарету и кашлянул.
- Представляете картину: на мне, кроме шинели, набухшей от воды, два автомата, запасные диски к ним, маузер на боку, трофейный «вальтер» в кобуре, гранаты у пояса, в вещевом мешке – сухари, консервные банки с тушонкой, на ремне фляга. А за голенищем кирзовых сапог – целый набор ножей и кинжалов. Это для рукопашного боя. Идем в темноте, кругом тихо, и вдруг голос полковника: «Жив Иван?» Отвечаю: «помирать нам рановато, есть у нас еще дома дела». На передовой под вражеским обстрелом Леонид Ильич вручал партийные билеты бойцам, пожимал им руки. Каждому теплое душевное слово скажет, у каждого спросит: «Приходят лт письма из дома, нет ли жалоб от жены на бюрократов-тыловиков?» Случалось, обернется ко мне и прикажет: «Запиши адрес. Пошлем бумагу». Нередко он добивался от командования, чтобы отличившихся солдат отпускали на Большую землю в виде поощрения – если, конечно, дела у солдат того требовали и обстановка позволяла. Не давал спуску тем интендантам, что плохо обеспечивали провизией, обмундированием. За нерадивость строго наказывал... А о солдате очень заботился...
Вспомнил Кравчук, как однажды пробирались они по ходам сообщения в «Долине смерти». Противник методически вел обстрел из минометов. «Давайте чуточку переждем»,- предложил Кравчук. Брежнев нетерпеливо посмотрел на часы и покачал головой. Полковник сам не терпел опозданий и другим того не прощал. Вот и перебегали из воронки в воронку. И вдруг Кравчук схватил полковника за руки: «Не пущу». И через секунду в той воронке, куда они хотели прыгнуть, разорвалась мина. Леонид Ильич посмотрел на адьютанта и негромко произнес: «Спасибо, Иван». («Огонек», 1973, № 38, с. 14-15).

Комментариев нет:

Отправить комментарий