среда, 12 октября 2011 г.

"Вдруг откуда-то шакал на кобыле прискакал..."

35 лет назад в СССР била ключом вдумчивая, серьёзная, грамотная театральная критика: "Позвольте обратиться к вам с вопросом - как выглядит доктор Айболит? Вы пожмете плечами и, перелистав в памяти страницы книжки Корнея Чуковского, ответите: седой, в очках, и, конечно, добрый старик. А как вы отнесетесь к тому, что на месте старенького доктора на сей раз окажется молодой, интеллигентный и очень даже современный врач? Необычно, не правда ли? Но все по порядку. Речь идет о новой работе театра кукол «Буратино» «Айболит против Бармалея». Сидя в ожидании спектакля, смотря на сцену, невольно задаешься вопросом - а где же декорации, эти необходимые атрибуты любого театрального представления? Но вот на сцене появляются актеры, и ваши мысли отступают на второй план - начинается спектакль. Начинается необычно. На этот раз главный режиссер театра В. Шрайман отказался от кукол. Роли Айболита, злодея Бармалея, собаки Аввы, обезьянки Чичи, словом, всех персонажей спектакля исполняются самими кукловодами, которые взяли на вооружение мимику, пластику и, если хотите, гимнастику... Признаться, когда начинался спектакль, и Айболит появился на сцене, закралась мысль: а не «сухарь» ли этот медик, а не проигрывает ли он тому, знакомому нам с детства старичку Айболиту? Нет, не проиграл. Новый Айболит выдержал испытание. Поражает его терпение, с каким он относится к выходкам Бармалея, его отношение к этому «фрукту» разбойничьего мира. Когда Бармалей, испытав все меры устрашения, уже уговаривает доктора: «Ох, докторишка, ты же не знаешь, какой я ужасный и подлый», - в ответ слышит: «Не мешай». Это сбивает с толку разбойника, привыкшего себя чувствовать хозяином на Африканском побережье. Мысль, как уничтожить доктора и его друзей, не дает ему покоя. Но даже тогда, когда коварный разбойник все-таки захватывает в плен Айболита, и мучительно раздумывает, какую смерть придумать доктору, Айболит не принимает всерьез выходки Бармалея. Как всякий культурный человек, он пытается урезонить разбойника, пристыдить. И выдержке, и терпению доктора можно позавидовать. И хотя Бармалей пытается доказать доктору, что он тоже может творить добро, но ни Айболит, ни зрители уже ему не верят. Он обманул обезьянку Чичи, хочет убить доктора, хочет уничтожить всех обезьян, которые его дразнят, хочет, хочет, хочет... Но как во всякой хорошей сказке, добро побеждает зло. Айболит за ухо выводит Бармалея из зрительного зала. Яркий образ подленького, мелочного разбойника создал артист театра Е. Терлецкий. Для претворения своих жутких замыслов Бармалей не брезгует ничем. Пытаясь лишить обезьян, на его взгляд, такого ценного лекарства, как касторка, и продлить свою жизнь, он выпивает микстуру и попадает в глупейшее положение. Примечательна сценка, когда Бармалей остался один на один со своими мыслями - ничего-то у него не получается. Сидит одинокий разбойник посреди пещеры, щиплет из гитары волнующий хулиганское сердце напев. Тоска!!! Айболит не дается ему в руки, потерян смысл в жизни..."

Комментариев нет:

Отправить комментарий