Когда написан свой "Вертер", пусть не в двадцать пять, так в сорок один год - снят фильм "Душ- ной южной ночью", а в пятьдесят три - "Правосудие для всех", можно расслабиться и побыть следующие три десятилетия просто мэтром. Твоё место в мировом кинематографе останется твоим, ничто не изменится из-за частых неудач, потому что Род Стайгер уже подал чемодан Сиднею Пуатье, а Аль Пачино простонал "они же люди". И Норман Джуисон в 1991 году снимает очередной не очень интересный фильм - "Чужие деньги". Сюжет этой почти производственной комедии примерно такой. Лэрри Гарфилд с Уолл-стрит, занимающийся там почти тем же, чем обеспечивал себе красивую жизнь и ненависть простых людей Гордон Гекко, кладёт глаз на компанию "Провода и кабели Новой Англии", бестолково, в стиле семейного бизнеса, давно управляемой неким Йоргенсоном, старающимся - даже ценой убытков, которые покрываются какими-то неведомыми зрителю прибылями якобы от других направлений деятельности компании, не выставить на улицу своих рабочих. Гарфилд хочет скупить достаточно много акций "Проводов и кабелей", устроить переворот на общем собрании вкладчиков, отстранить Йоргенсона от дел и привести к власти своих управляющих, после чего убыточное производство немедленно закроют, рабочих уволят, а инвесторам позволят наконец заработать на вложениях в эти чёртовы кабели. Навевающий воспоминания о фильмах Капры, скучноватый и старомодный Йоргенсон, каким его совсем без огонька и играет пожилой Грегори Пек, нанимает неотразимого нью-йоркского адвоката – собственную падчерицу Кейт, чтобы та преградила путь зарвавшемуся "ликвидатору" и помогла оставить всё так, как оно есть, а лучше даже, как было лет сорок назад, когда ещё работал лифт, а Гарри Трумэн приезжал любоваться проводами. Кейт, в роли которой мы видим красотку Пенелопу Энн Миллер, и Лэрри Гарфилд - в исполнении Дэнни Де Вито, превращающего фильм в свой бенефис, полтора часа развлекаются сложными юридическими кошками-мышками с лёгким налётом эротизма. Гарфилда, влюбившегося в крепкую умом и телом Кейт, трудно одарить ответной любовью, ведь он занят только деньгами и своим компьютером, циничен, на скрипке пилит чудовищно, ростом – с Де Вито, и ещё он постоянно жрёт пончики. Выступая на собрании вкладчиков, Йоргенсон мечет молнии в Гарфилда: "Взгляните на него во всей его славе - "Лэрри-ликвидатор". Управляющий пост-индустриальной Америки, играющий в Бога с помощью чужих денег. Бароны-грабители старых времён оставляли хотя бы что-нибудь после себя – угольную шахту, железную дорогу, банки. Этот не оставляет ничего, не создаёт ничего, не строит ничего, не управляет ничем....Господи, спаси нашу страну, если это её будущее. Мы станем народом, делающим только гамбургеры, создающим только юристов и продающим только убежища от налогов". Однако, правосудие – для всех, дайте слово и Гарфилду. Речь Лэрри перед вкладчиками – ещё один привет стоуновской "Уолл-стрит". Этот ужасный маленький хищный человечек, оказывается, имеет свои принципы, готов их красноречиво защищать и даже страдать из-за них, не желая жертвовать ими ради своей любви. Главная задача руководителя компании, по мнению Гарфилда, заключается в том, чтоб не обмануть держателей акций и относиться к деньгам компании, как к чужим деньгам, а не как к своим собственным. И сама компания принадлежит не Йоргенсону, а вкладчикам, поэтому им решать, останется ли производство проволоки и дальше почти семейной бодягой, или завод закроется. Патернализм Йоргенсона, хоть он и рядится в маску Грегори Пека или Джеймса Стюарта, замешан на чужом добре, которым Йоргенсон не в состоянии ответственно распоряжаться. И Лэрри побеждает. И теряет даже шанс получить Кейт. И лежит в своей спальне, грустный и одинокий. И отказывается даже от любимого морковного пирога. А Кейт летит на вертолёте к очередному клиенту, пытается спасти очередные чужие деньги. Рабочие отправляются по домам, ждать счастливого конца, где их сексапильная адвокатша договорится с японцами о возобновлении производства на "Проводах и кабелях", правда, с перепрофилированием на комплектующие для подушек безопасности. О дальнейшей судьбе Йоргенсона нет и намёка, но можно предположить, что, выручив после продажи собственных акций ещё несколько миллионов долларов, он будет теперь греть косточки во Флориде, а то и продолжать болтаться на заводе в качестве консультанта - учить японцев за свои скромные 200 долларов в час, как всё это дело снова побыстрее запороть. Кстати, в сатирической пьесе Джерри Стернера, послужившей основой для сценария Элвина Сарджента и фильма Джуисона, Гарфилда зовут не Гарфилдом. У него другая, неполиткорректная фамилия – Гарфинкль. Кейт в итоге идёт к нему работать, выходит за него замуж и рожает двойню. У Стернера все "хороши" – и Гарфинкль, и Кейт, и Йоргенсон. Гарфинкля-Гарфилда и Кейт интересует сама игра, а не игроки. Доверьтесь им – и вас используют в игре. Хотите довериться Йоргенсону? Тоже не советую.
Комментариев нет:
Отправить комментарий