воскресенье, 23 декабря 2007 г.

"Я культурно проводил воскресенье..." - 7


Долгая, часто на всю жизнь, безоглядная любовь диктаторов к определённым авторам приключенческого жанра чревата серьёзным перекосом в круге чтения целых поколений. Не знаю, было ли творчество Жюля Верна такой же важной вехой в формировании вкусов лучшего друга советских физкультурников, какой для Гитлера стали книги Карла Мая, но даже в безграмотном постановлении Оргбюро ЦК ВКП(б) “Об издательстве детской литературы” есть персональное упоминание автора "Таинственного острова". Это самое Оргбюро, куда входили в 1933 году товарищи Бубнов, Гамарник, Каганович, Лобов, Москвин, Постышев, Сталин и Шверник, настойчиво предлагало "... создать ряд книг, которые, соединяя увлекательность и доступность изложения с принципиальной выдержанностью и высоким идейным уровнем, прививали бы детям интерес к борьбе и строительству рабочего класса и партии, в частности, создать серию книг для пионеров, переиздать лучшие книги мировой детской литературы (Робинзон Крузо, Путешествия Гулливера, Жюль Верна и др.), в особенности имеющие общеобразовательное значение...". Что ж, "Жюль Верна" – так "Жюль Верна", какая, в принципе, разница, был бы человеком хорошим, и не беда, что антидрейфусар. Во второй половине 50-х годов, благодаря увлечению красного маршала Ворошилова той же жюльверной, на радость детворе вышло и целое 12-томное собрание сочинений французского фантаста. К 1977 году, согласно справке, предоставленной Всесоюзной книжной палатой , "...за годы Советской власти в СССР издано 374 книги Ж. Верна общим тиражом 20 507 тысяч экземпляров на 23 языках народов СССР и зарубежных стран...". Если добавить к этому ещё и три художественных фильма за 10 лет ("Дети капитана Гранта", 1936 г., "Таинственный остров", 1941 г. и "Пятнадцатилетний капитан", 1945 г.), чьё производство тоже утверждал, ежу понятно, высший киноавторитет, то охват жюльверной советских детишек можно считать поголовным. А вот о чём молчала газета "Пионерская правда", так это о том, что начало пути в большую фантастику совпало у любимца миллионов читателей с работой биржевым спекулянтом. В мае 1856 года Жюль Верн, пытавшийся зарабатывать литературным трудом и едва сводивший концы с концами в Париже, приехав на свадьбу друга в Амьен, встретил там Онорину Морель, вдову с двумя детьми, в девичестве – де Виан, брат которой был джоббером - посредником на фондовой бирже, осуществляющим операции по купле-продаже ценных бумаг за собственный счет. Это знакомство привело и к женитьбе на Онорине в начале 1857 года, и к новому роду деятельности. Верн, который мог заработать в то время не больше 100 франков в месяц, а образ жизни вёл такой, что нуждался ежемесячно в 500 франках, был просто потрясён доходами будущего нового родственника. По собственным чрезвычайно оптимистическим прогнозам, занимаясь тем же самым на Парижской бирже, Жюль мог зарабатывать до 1800 франков в месяц, особо не утруждаясь. И он жадно начинает читать о бирже, берёт уроки биржевого ремесла, одновременно уговаривая родителей ссудить ему 50 тысяч франков на новый трудовой почин в счёт будущего наследства. После долгих переговоров деньги нашлись, и Верн начал карьеру, благодаря которой ему удавалось писать по утрам и зарабатывать на жизнь днём. Конечно, месячный его доход не достигал тех 1800 франков, о которых грезилось в женихах, но до 1863 года, пока роман "Пять недель на воздушном шаре" не сделал Верна известным и успешным писателем, он честно кормил семью работой на Парижской бирже в качестве паразита и кровососа, как сказал бы, пожалуй, тот же товарищ Ворошилов, присмотрись он в своё время повнимательнее к властителю своих литературных дум.

Комментариев нет:

Отправить комментарий