воскресенье, 2 декабря 2007 г.

"Я культурно проводил воскресенье..." - 4




Брать его на эту роль не советовали. Вернее, определённо советовали его не брать. "Он же сам продюсер, будет не в фильме сниматься, а торчать в трейлере и болтать по телефону". Но его взяли, и он сыграл так, что дикие на слух фразы его героя уже двадцать лет живут своей собственной жизнью. "Если тебе нужен друг – заведи собаку". "Деньги никогда не спят". "Жадность – это хорошо". "Обед – для слабаков". Догадываетесь, о ком это я? Конечно, о нём - великом и ужасном Гордоне Гекко в исполнении Майкла Дугласа. Его цитировали авторы речей двух президентов США, разгадывали всей страной, с кого лепились его черты, о нём писались статьи в серьёзных журналах и книги «по бизнесу». В мировом кино найдётся добрый десяток фильмов, в самом названии которых упоминается фондовая биржа, но "Уолл-стрит" Оливера Стоуна, пожалуй, самый известный из них, так что без короткого разговора о нём нам никак не обойтись. Почему короткого? Ну, так и Стоун – не тот режиссёр, о котором стоило бы говорить долго и всерьёз. Думаю, что основной заслугой его перед кинематографом стала неполиткорректная адаптация романа Билли Хэйса к паркеровскому "Полуночному экспресу". Вот где был его звёздный час, вот где было кино! А какое удовольствие смотреть в фильме или читать в стоуновском сценарии сцену ареста и допроса главного героя в стамбульском аэропорту! Несколько особняком среди снятого Стоуном ширпотреба стоит ещё, может быть, "Никсон", а так … обычная периферийная дорога, да ещё и с ямами, одна глубже другой - под каждым фильмом, что он снял в новом веке. О нескольких из числа последних даже думать не хочется, настолько напрямую они адресованы дебилам. Первый раз я смотрел "Уолл-стрит" году в 1988-м в компании моего старшего товарища - историка и литератора, служившего в одной конторе замдиром по АХЧ из-за пагубной привычки пить водку только гранёными стаканами. Когда вышли из кинотеатра, у меня было хорошее настроение, а товарищ мой плёлся с очень мрачным видом и лишь минут через пять сказал: "Знаете, то, что мы видели – совершенный соцреализм. Вот как Майкл Джексон абсолютно подходит для физзарядки в Советской Армии, так и этот "Уолл-стрит" – один к одному какой-нибудь «Чего же ты хочешь?". Во многом он был прав. В манере Стоуна почти всегда было упрощение того материала, над которым он работал. Например, его "Джей Эф Кей" ничем принципиально не отличается от венгерской 1968 года картины Келети "Рыцари "Золотой перчатки" о том же самом прокуроре Гаррисоне и с подозрительно похожим сюжетом. Этих "Рыцарей" катали в своё время по советскому прокату на разрыв плёнки – так важно было сунуть и свой грязный пятак в копилку кеннедианы. Настоящей Уолл-стрит стоуновское всегдашнее желание сделать сложное простым - пошло на пользу. Миллионы людей во всём мире, для которых биржа оставалась тайной за семью печатями, увидели, что всё там не так уж и заумно. Вот сидит молодой Бад Фокс (Чарли Шин) с утра до вечера за монитором в брокерской фирме "Джексон Стайнем", названивает по телефону богатым клиентам, уговаривает их купить акции, на которых якобы можно заработать. Где-то он угадывает, ведь ночами не спит, изучая отчёты компаний и графики, где-то ошибается, но занят он службой, похожей на любую другую. Другое дело – «имеющий дело только с банкирами» внебиржевый налётчик Гордон Гекко, на которого мечтает работать и быть похожим Бад. "Я покажу тебе свои графики," – собственным видом говорит Баду блестяще перевоплотившийся в денежного дьявола Дуглас и подсаживает парня на уголовную торговлю по внутренней информации, плотно подступающую к фондовому рынку со всех сторон. И нет больше в этом фильме ни ролей (Дэрил Ханна и Мартин Шин играют провально), ни конфликтов (сопливую история о том, как профсоюзный вождь папа заболел из-за неразборчивости сына в работодателях, не засчитываем), ни самой ткани образного кино (золотые фильтры на камере, подсвечивающие само утро в цвет денег – и это всё?!), ни даже завораживающей социальной идеи (рейгановская Америка ему плоха... ну, плоха... так знавали мы, дядя Оливер, чудищ и пострашнее, это ты их не замечал, а нас уж не пугай своим «рейганомика должна быть рейганомной»), ни самой Уолл-стрит, заметьте, больше нет, вместо неё – тёмная мэйн-стрит, по которой только летать ночью на метле. Но фильм получился живеньким – Дуглас его вытянул. Циничному, подлому, неразборчивому, болтливому, очаровательному мерзавцу Гордону Гекко обязан "Уолл-стрит" своим успехом. Смотрел его сегодня снова и решил прислушаться к тому, какие советы давал Бад Фокс, когда ещё просиживал штаны за графиками и отчётами, а не куролесил под дудку своего мефистофеля. Интересная получилась арифметика. Каждый доллар, вложенный шустрой Лисой по совету Бада Фокса в акции Hewlett-Packard Co. (HPQ) в июне 1985, принёс ровно через пятнадцать лет 21 (двадцать один) доллар. Гордон Гекко, надо полагать, провёл эти годы в тюрьме. Теперь вы мне скажите: жадность – это хорошо?

Комментариев нет:

Отправить комментарий