воскресенье, 31 июля 2016 г.

"Поджигатели, начав за океаном с атомом опасную игру…"

"… Черные вынашивают планы
Против тех, кто любит мир и труд".


65 лет назад в СССР много ценного фактического материала содержали изданные Воениздатом книги:
«Критика и библиография
Полезная книга
Л. Савельев. Бдительность – наше оружие. Военное издательство Военного Министерства СССР. Москва, 1951.
«...всё еще существует капиталистическое окружение... против которого мы, большевики, должны все время держать порох сухим».
И. Сталин.
Приведенные в эпиграфе сталинские слова взяты нами из недавно вышедшего 13 - го тома Сочинений И. В. Сталина. Произнесенные на XVII съезде нашей партии, они нисколько не утратили своей актуальной значимости и в наши дни. Известно, что в результате второй мировой войны наша страна, как никогда в истории, имеет хорошо устроенные государственные границы. Резко изменилась международная обстановка в пользу сил мира и демократии. Но создание мощного лагеря мира, демократии и социализма не снимает вопроса о капиталистическом окружении. Наш великий вождь учит партию и народ рассматривать капиталистическое окружение не как простое географическое понятие, а как понятие политическое.
Рецензируемая книга Л. Савельева, изданная Воениздатом, содержит много ценного фактического материала, помогающего читателю понять, почему необходимо все время повышать бдительность советских людей, почему необходимо «держать порох сухим» против капиталистического окружения.
Книга рассказывает о бдительности советских патриотов, разоблачающих американских и английских агентов, под какой бы личиной они ни скрывались. Автор показывает, в каких широких масштабах разведки иностранных государств, готовя войну против СССР и стран народной демократии. ведут свою подрывную работу.
Американцы перешли к прямому сотрудничеству с бывшими и действующими органами фашистских разведок Германии, Италии, Испании. Так, например, гитлеровский генерал - полковник Гудериан, бандит, сжёгший Гомель и Вязьму, рвавшийся к Москве и неоднократно битый Советской Армией, принят американцами на службу в качестве одного из организаторов шпионажа в Европе, для этой же цели привлечён американцами и другой военный преступник, бывший генерал - полковник Гальдер - организатор многих гитлеровских разбойничьих походов. «Штаб Гальдера - Гудериана» поддерживает постоянную связь с 27 бывшими немецкими генералами, составившими специальный отдел в американском генштабе в Вашингтоне. Здесь подвизается и гитлеровский генерал - фельдмаршал Рундштедт - палач Польши и балканских стран, разрушитель Варшавы и Умани, Киева и городов Донбасса.
Для подрывной работы в Европе американская разведка создала специальный центр, главный штаб которого находится в Швейцарии. а филиалы - в западных зонах Берлина и в Стамбуле. Начальником европейского штаба является матёрый шпион Аллен Даллес. Правители Соединённых Штатов не скрывают, что у них существует самая разветвленная в мире разведка. Главные кадры, на которые американцы опираются в своей шпионской, диверсионной и террористической деятельности против Советского Союза и стран народной демократии, - это бывшая немецко - фашистская агентурная сеть. Л. Савельев доказывает это многочисленными фактами, получившими огласку на судебных процессах разоблачённых американо - английских шпионов в странах народной демократии.
Но американцы не ограничились тем, что переняли, так сказать, на ходу гитлеровскую шпионскую сеть. Они лихорадочно продолжают обучать ремеслу шпионажа, диверсий и провокаций украинских националистов - бендеровцев, польских националистов - андерсовцев и прочий фашистский сброд. Эти бандиты приняты теперь на службу в американскую армию, и в специальных школах из них готовят шпионов для засылки в СССР, в страны народной демократии.
Автор рассказывает об одной такой школе в Женеве, о которой стало известно в начале 1950 года. 400 разведчиков, проживающих под видом студентов, проходят здесь специальный «курс» шпионажа в странах народной демократии. Они живут открыто, в специально организованных общежитиях, одно из которых занимает два этажа «Отель де Рюсси».
В разделе «Строго хранить военную и государственную тайну» автор подчёркивает, что советские люди, воспитывающие в себе высокую революционную бдительность, должны точно знать, что же является государственной и военной тайной. В книге приводится перечень сведений, сохранение которых в тайне является, согласно постановлению Совета Министров СССР. жизненно важным для интересов нашего социалистического государства.
Много внимания уделяет автор борьбе с болтливостью, разгильдяйством, беспечным отношением к хранению партийных и комсомольских документов. «Особенно опасен хвастун, - замечает Л. Савельев, - При каждом удобном и неудобном случае хвастун старается дать понять, что ему оказано особое доверие и то, что недоступно «простым смертным», дано знать ему».
Л. Савельев приводит ряд интересных, поучительных примеров, рассказывающих о том. как иностранные разведки расставляют свои сети для болтунов - хвастунов. Автор приводит слова товарища И. В. Сталина о болтунах:
«Есть люди, которые имеют язык для того чтобы владеть и управлять им. Это - люди обыкновенные. И есть люди, которые сами подчинены своему языку и управляются им. Это - люди необыкновенные... Человек, которому дан язык не для того, чтобы управлять им, а для того, чтобы самому подчиниться своему собственному языку, не будет в состоянии знать, когда и что сболтнёт язык».
Высокая революционная бдительность - вот наше оружие, способное расстроить сумасбродные планы поджигателей новой войны. Бдительности и учит книжка Л. Савельева. В этом её польза.
Г. К.»
 ("Смена", 1951, № 14 (июль), с. 22).

суббота, 30 июля 2016 г.

"Ежедневно свежие пирожные..."

"… Большой выбор дешевых граммофонов...
Электричеством болезни накожные
Излечивает доктор Семенов".



Ещё на 18 долларов 40 центов США подскочил наш счёт.  Пришли 23 цента квартальных дивидендов от General Electric Coна каждую из 80 акций GE в нашем портфеле.

пятница, 29 июля 2016 г.

"Как будто заблудившись в нежном лете…"

"… Бродила я вдоль липовых аллей
И увидала, как плясали дети
Под легкой сеткой молодых ветвей.
Среди деревьев этот резвый танец,
И сквозь загар пробившийся румянец,
И быстрые движенья смуглых рук
На миг заворожили все вокруг".


60 лет назад советское пионерское лето ещё стояло в полном разгаре:
«В разгар пионерского лета
Где же романтика?
В пределах видимости лагерных корпусов бегают от дерева к дереву пионеры. Стоит кому-нибудь из ребят чуть отвлечься, как строгий оклик вожатой призывает его назад.
- Видишь знак? – обращается к пионерам старшая вожатая лагеря «Ельник» Виктория Николаевна Лепина.- Этот знак говорит о том, что здесь письмо. А что значит цифра 1?
Ребята молчат
- Плохо выучили дорожные знаки. Это означает, что письмо нужно искать на расстоянии одного шага.
Тридцать пионеров второго отряда старательно смотрят себе под ноги. Затем начинаются розыски следующей записки. Вожатые без устали призывают ребят к порядку и подсказывают им, где искать очередной знак. Основная цель игры – поиски десанта – уже давно отошла на задний план. Пионеры мечутся по лесу, топча дорожные знаки и ищут записки до полного охлаждения к игре. Наконец, она закончилась, но ни удовольствия, ни пользы не принесла. Произошло это потому, что вожатые не позаботились об ее интересном, творческом построении.
Вместо того, чтобы быть лишь посредниками, они сами возглавили играющих, подавили инициативу ребят, стремление действовать самостоятельно…
Ю. Балакирев».
("Восточно-Сибирская правда", 1956, № 174 (29, июль), с. 2).

четверг, 28 июля 2016 г.

"Усякий стих правдивый мой преследовался как крамола…"

"… И Нина Б. за связь со мной
Исключена из комсомола".


65 лет назад в СССР только изредка удавалось кому-нибудь поглумиться в печати над всем, что было дорого советским людям:
«Николай Глазков
Морская держава
Взошла прекрасная заря
Над Родиной моей.
Вокруг моря, моря, моря –
Четырнадцать морей.
Решено давным-давно
Историей самой,
Что быть России суждено
Державою морской.
В моей стране морской прибой
Шумит со всех сторон.
За Беломорканалом в строй
Вступает Волго-Дон.
Прекрасны водные пути
На Родине моей.
Москва отныне – порт пяти
Прославленных морей!
Моря раскинулись вокруг
Московских берегов.
Великий Сталин – лучший друг
Советских моряков!»
("Смена", 1951, № 14 (июль), с. 14).

среда, 27 июля 2016 г.

"Снова замерло всё до рассвета, дверь не скрипнет, не вспыхнет огонь…"

"… Только слышно - на улице где-то
Одинокая бродит гармонь".


70 лет назад советские люди горячо и дружно делали все, чтобы быть на высоте новых задач:
"Ночной рейд по цехам завода
Растратчики рабочего времени
Красива Магнитка ночью. Жаркое, мощное огненное сияние мартенов, домен и коксовых батарей. Изобилие электрической энергии поглощает тьму, рождает краски и звуки продолжение дневного упорства, напряжения, труда.
Металлурги Магнитки — живые, борющиеся, побеждающие трудности люди, горячо и дружно делают все, чтобы быть на высоте новых задач: они ознаменовывают каждые сутки новым размахом социалистического соревнования, новыми достижениями в труде, измеряющимися сотнями и тысячами тонн сверхпланового металла для восстановления и дальнейшего развития народного хозяйства Родины.
Но в семье не без уродов. Проверка работы ночных смен показала, что и в прославленном коллективе магнитогорских металлургов не вывелись еще отдельные нечистоплотные люди, разгильдяи и трутни, нарушители производственной дисциплины, растратчики рабочего времени.
В доменном цехе выпускали плавку. Большинство доменщиков было на рабочих местах. Каждый из них держался на чеку: «Мало ли что может случиться? Малейшая оплошность — и дезорганизуется работа всего завода». Сознательно трудились мастера, горновые, подсобники.
А помощник начальника смены Куликов в живописной позе гоголевского запорожца спал на бункерной эстакаде.
— Вздремнул малость,—зевая и потягиваясь, заявил он .—Ничего не попишешь: ночь. Конечно, неудобно, но на производстве это не отразилось, у меня все в порядке , все на местах.
— Так ли?
— Ручаюсь!
А когда ему показали, что на участке ремонта ковшей спит подсобница Чигринцева, в механической мастерской почивают инструментальщик Саперова и токарь Романюк, а в красном уголке стон стоит от богатырского храпа сторожа Токарева, он на минуту растерялся, но «браво» вышел из положения:
— Распоясались! Подсидели! Но — я их взгрею, проучу!..
«Распоясались» и в отделе технического контроля.  Махнув рукой на производство, здесь «отошли ко сну» контролеры Ларина и Ткаченко, пробщики Фокин и Клибкаев. Не устоял перед соблазном и контрольный мастер участка обжимного цеха т. Дзюба…
Бригада заводской газеты и отдела организации труда Магнитогорского металлургического комбината имени Сталина:  А. Гордеева,  А. Kоломиец,  А. Фигатнер, Н. Конотоп, Г. Громыко, С. Шушунов".

вторник, 26 июля 2016 г.

"Я тоже почувствовал тяжкий груз опущенной на плечо руки..."

"… Подстриженный по-солдатски ус 
Касался тоже моей щеки".
  

65 лет назад одну высоту за другой штурмовала советская поэзия:
«Семён Сорин
Повесть о Дзержинском
Отрывок из поэмы.
Ночь напролет Ильича соратники
Решают, как вылазки контры пресечь.
Товарищ Ленин в солдатском ватнике
Кончает и так короткую речь:
- Продуктами склады во Мге завалены,
А тут от голода люди мрут.
Я целиком согласен со Сталиным:
Строжайшие меры страну спасут.
Мы отвергает покой и отдых:
Задача чекистов – громить врага! –
И резко с плеча рубанула воздух
В стёганом рукаве ильичёва рука.
- Пусть волей народа республики нашей
Первым чекистом да будет тот,
Кто самый чистый, самый бесстрашный,
Готовый на смерть за свой народ. –
Звякнули стёкла от взрыва близкого,
С улицы крики влетели в зал.
- Товарищи! Я предлагаю Дзержинского,-
Негромко и твёрдо Сталин сказал.
И тихо стало в прокуренном зале,
И лица товарищей по борьбе
Повернулись к тому, которого знали,
Которому верили, как себе.
И он, волнуясь, поднялся со стула.
Усы, бородка. Глаза глубоки.
Туго кожей обтянуты скулы,
Сединою тронуты виски.
Он очень болен. Совсем измотан.
Но отпуск дай – ни за что не возьмёт.
Ему никак нельзя без работы.
Ему без работы нельзя – умрёт.
Он мог бы сказать: - Клянусь, оправдаю…
Но сами товарищи знают о том.
Только враги ещё не гадают,
С кем встретятся нынче к лицу лицом».
("Смена", 1951, № 14 (июль), с. 11).

понедельник, 25 июля 2016 г.

"Возле дома, на лугу, в полдень — репетиция..."

"… Пляшет, кружится в кругу 
Катя круглолицая.
А за ней выходит Маша,
То поводит плечиком,
То рукой она помашет,
То платочком клетчатым".
  

65 лет назад перед зрителем в СССР светилась ярким светом арена  полноценного советского цирка:
«Цирк
«В праздник винограда»
Воображение рисует бескрайнюю степь. Нещадно палит знойное солнце. Где-то вдалеке слышится заунывный напев. Вот показалась скрипучая кибитка, крытая лохмотьями, отнюдь не спасающими ни от жары, ни от ветра и вьюги, ни от дождя. Это кочующие цыгане. Остановились они на привал, и вновь зазвучала, на миг было смолкнувшая, грустная и нежная песня. Краток отдых. И снова скрипит кибитка по бескрайним просторам степи…
- Так было, - произносит ведущий.
- А теперь!
Арена залита ярким светом. Родная советская земля щедро оплатила труды цыган-виноградарей. Они отмечают праздник урожая. Новые, веселые песни звучат у цыган. По-новому звучат воспринятые от отцов и дедов неповторимые, своеобразные цыганские пляски. Юноши соревнуются в исполнении своих народных спортивных упражнений. Бесстрашно джигитует на прекрасном коне молодая цыганка. Цыган бичом ловко сбивает с ветки одно за другим три яблока, пополам перерубает лист. Смелый укротитель затеял борьбу с медведем. С любовью и нежностью, и хорошей человеческой грустью смотрят на все это старики, пережившие страшные дни, и им тоже хочется плясать, и они, помолодевшие, выходят в круг. Наполняются бокалы молодым вином, и та, что первая в труде и веселье – лучшая колхозница Маша провозглашает тост за счастье.
- За счастье людей на земле! За счастье советских людей, творцов своей счастливой жизни.
«В праздник винограда» - яркое, цирковое представление. Постановщик Н. Н. Зиновьев, балетмейстер, лауреат Сталинской премии В. П. Бурмейстер, руководитель цирковой группы Я. Л. Бреслер, весь актерский коллектив показали зрителю полноценный спектакль…
М. Давыдов».
("Восточно-Сибирская правда", 1951, № 173 (25, июль), с. 2).

воскресенье, 24 июля 2016 г.

"Стой со сжатыми скулами…

"… Как чугун, тяжелы,
Ходят жадно, акулами
Под тобою валы".


65 лет назад  советских людей всерьез тревожила широкая поступь космополитов по планете:
«Жизнь побеждает»
На экранах Румынии идет новый полнометражный художественный фильм «Жизнь побеждает» (авторы сценария – Аурел Баранга и Дину Негряну, режиссер – Дину Негряну). «В фильме «Жизнь побеждает»,- пишет газета «Контемпоранул», - борьба за науку, поставленную на службу построению социализма, против классового врага, за науку, свободную от влияний буржуазной идеологии, показана на примере борьбы за внедрение в производство изобретения профессора Дана Олтяну».
Фильм рассказывает, как коллектив научных работников под руководством профессора Олтяну разработал новый химический состав, улучшающий качество чугуна, и, несмотря, на ярое сопротивление «ученых» - космополитов и врагов народа, работающих по указке американской разведки, добился внедрения нового изобретения в производство.
«Художественный фильм «Жизнь побеждает» является большим достижением нашей молодой кинематографии», - пишет в заключение газета.
"Литературная газета", 1951, № 87 (24, июль), с. 3).

суббота, 23 июля 2016 г.

"Мелкий дождь и туман застилают мой путь…"

"… Онемил себе правую руку... 
«Ах! испанский ямщик, разгони как-нибудь
Ты мою неотвязную скуку!
Был разбойником ты – признавайся-ка, брат,
И не чужд был движенья карлизма?..»
– «Что вы, барин! Ведь я социал-демократ
И горячий поклонник марксизма.
Вон у Вас под сиденьем лежит «Капитал».
Мы ведь тоже пустились в науку»...
– «Ну, довольно, довольно, ямщик, разогнал
Ты мою неотвязную скуку»".
  

65 лет назад в СССР самыми большими подонками по-прежнему считались социал-демократы:
«Агентство АДН о предательской роли Шумахера
Берлин, 23 июля. (ТАСС). Агентство АДН передает: как стало известно из надежных источников, главарь социал-демократов Западной Германии Курт Шумахер занимал во время пребывания в концентрационном лагере в Дахау должность надзирателя над заключенными. В то время как находящиеся в лагере антифашисты подвергались нечеловеческим пыткам и мучениям, Шумахер пользовался большими льготами. Боясь разоблачений, Шумахер всячески избегает теперь встречаться с людьми, которые были с ним вместе в этом лагере.
В демократической печати уже появились сообщения, содержащие факты, которые разоблачают предательскую деятельность Шумахера во время нахождения его в концентрационном лагере, где он выдавал гестапо антифашистов».
("Восточно-Сибирская правда", 1951, № 173 (25, июль), с. 4).

пятница, 22 июля 2016 г.

"А я топчу другие травы, другие промыслы торю…"

"… Но нынче с самым полным правом
«Закон — тайга»  я повторю".


55 лет назад свято следовали букве закона советские судейские:
«В Верховном суде РСФСР
Генеральным прокурором СССР был принесен в Верховный суд РСФСР кассационный протест на мягкость приговора Московского городского суда по делу Рокотова Я. Т. и Файбишенко В. П., осужденных 15 июня за спекуляцию валютой в крупных размерах к лишению к лишению свободы на срок 15 лет каждый.
Судебная коллегия по уголовным делам РСФСР удовлетворила этот протест и дело обратила на новое судебное рассмотрение.
18-19 июля Верховный суд РСФСР в составе председательствующего председателя Верховного суда тов. Рубичева А. Т., народных заседателей: машиниста электровоза депо Московской железной дороги тов. Васильева А. Н. и слесаря-инструментальщика Маурина А. И. рассмотрел в открытом судебном заседании уголовное дело по обвинению Рокотова Я. Т. и Файбишенко В. П. в спекуляции валютой в особо крупных размерах.
Государственное обвинение поддерживал старший помощник генерального прокурора СССР – государственный советник юстиции 2 класса тов. Терехов Г. А.
Защиту обвиняемых осуществляли адвокаты тт. Рогов Н. И. и Швейский В. Я.
Суд признал Рокотова и Файбишенко виновными в том, что они систематически с целью наживы скупали в крупных размерах у иностранцев и некоторых советских граждан иностранную валюту и золотые монеты, перепродавая их затем по спекулятивным ценам.
Как установлено судом, Рокотов скупил и перепродал валюты и золотых монет на общую сумму свыше 12 миллионов рублей, Файбишенко скупил и перепродал валюты на общую сумму около 1 миллиона рублей (в старых денежных знаках).
Учитывая, что Рокотов и Файбишенко совершили тяжкое государственное преступление, Верховный суд РСФСР на основании второй части статьи 25 Закона о государственных преступлениях приговорил Рокотова и Файбишенко к смертной казни – расстрелу с конфискацией всех изъятых ценностей и имущества.
Приговор окончательный и обжалованию не подлежит.
Приговор встречен с одобрением присутствующими в зале суда».
("Восточно-Сибирская правда", 1961, № 172 (22, июль), с. 2).

четверг, 21 июля 2016 г.

"От мартенов, домен, строек, шахт, цехов, колхозных нив…"

"… Мы сомкнулись тесным строем
И идем, ряды сплотив".

Прошли сто четыре месяца с того дня, как начали мы покупать и продавать ценные бумаги на рынках США, имея на своём счету $5000. Стоимость нашего портфеля на 1 июля 2016 года составляет $15663:




Остаток наличных на 1 июля 2016 года составляет те же $2489.

Итак, наш счёт на 1 июля 2016 года мы можем оценить в $18152, что означает уменьшение счёта за июнь на $1125, или на 5.9%. С начала 2016 года наш счёт уменьшился на $423, или на 2.3%.  С 8 ноября 2007 года по 1 июля 2016 года счёт увеличился на $13152, или на 263%. 

"На свете нет прочнее стен, чем те живые люди…"

"… Что могут, как Раймонда Дьен,
Орудья встретить грудью".
  

65 лет назад в советском искусстве находили глубокое воплощение животрепещущие темы:
«Театр
«Шумит Средиземное море»
Международная солидарность сил демократии растет и ширится. Все более сплоченно объединяют трудящиеся свои усилия в борьбе за мир, за демократию, против империализма.
Небольшой участок, частицу этого мощного непреодолимого движения современности описали в своем новом произведении «Шумит Средиземное море» либреттисты В. Винников, В. Крахт и композитор О. Фельцман. Эту оперетту показал на сцене Иркутский театр музыкальной комедии.
Пьеса повествует о мужественном сопротивлении французского народа, стремлениях империалистов раздуть пожар войны. В основу ее положены реальные факты: отказ французских докеров грузить военные снаряжения, предназначенные для уничтожения вьетнамских патриотов, сопротивление отправке в Корею очередной «порции пушечного мяса». Один из основных мотивов пьесы воспроизводит восхитивший все прогрессивное человечество подвиг Раймонды Дьен, которая с риском для жизни остановила поезд с американскими боеприпасами.
Пьесе присущи большая политическая острота и злободневность, Подлинные события современности, лежащие в ее основе, разоблачение врагов, придают пьесе и спектаклю публицистичность.
«Шумит Средиземное море» нужно рассматривать, как еще один шаг в развитии советской музыкальной комедии. Животрепещущая, актуальная тема нашла глубокое воплощение. Но пьеса имеет и недостатки. Она излишне усложнена побочными ситуациями и потому стала громоздкой, растянутой. В ней излишне большое место занимают гротесковые сцены, например, сцена пения псалма, непомерно затянутая сцена между доктором теософии Саградом и его кухаркой. Десятки минут тянутся никчемные диалоги о наследстве, «хаосе, космосе и мистериях», астральных телах и т.п.
Недостатки либретто породили, как нам кажется, и некоторые заблуждения режиссера. Постановщик А. Н. Орлов в ряде сцен допустил излишнюю шаржировку, гротесковые выкрутасы. Укажем снова на сцену псалмопевцев, нелепо изодранное «одеяние» доктора Саграда. Здесь, в работе постановщика, сквозят непреодоленные до сих пор тенденции, корень которых – старая оперетта с ее голым безидейным «комикованием».
«Шумит Средиземное море» - спектакль в высокой степени насыщенный музыкой. О. Фельцман, талантливый мелодист, достиг в своем новом произведении успеха. Музыка оперетты обладает цельностью стиля. Благородство, серьезность (в смысле ответственного отношения к теме) – черты музыки «Шумит Средиземное море». Не претендуя, повидимому, на подлинную музыкальную этнографичность, О. Фельцман сумел, однако, придать ряду моментов своей музыки характер подлинных французских песен. В качестве мелодической основы балета первого акта композитор берет знаменитую старинную революционную песню Франции «Са Ира» («Все вперед»). В мелодии этой песни заложено исключительно сильное жизненное , волевое начало, и это весьма к месту.
Автор музыки не ограничивает себя несложными опереточными формами и масштабами. В кульминационной сцене второго акта, когда Раймонда решается на то, чтобы остановить поезд с солдатами, следующими в Корею, композитор вкладывает в уста своей героини большой, развитый по форме вокальный монолог, в котором чувствуется уже не оперетта, а настоящая оперная ария. Сцена эта, являющаяся, пожалуй, драматической вершиной всей пьесы, таким образом решена – и решена правильно – средствами оперной формы. Это помогло правдиво и глубоко выразить силу и значимость переживаний Раймонды.
Хочется указать еще на одну, полную подлинной романтической красоты, арию Анри – вожака докеров и жениха Раймонды - «Шумит Средиземное море», которая и дала название пьесе.
***
Для осуществления сложного и трудоемкого спектакля коллектив театра во главе с постановщиком, главным режиссером А. Н. Орловым, проделал большую работу. Заслуживает похвалы работа художника А. Р. Ханамирова, в частности оригинальное решение перспективного плана с далеко идущим в горах поездом.
Красивы, наряды танцы, поставленные балетмейстером Е. Д. Эджубовой. Следует подчеркнуть работу хора и его руководителя  А. А. Юзефовича. «Шумит Средиземное море» - произведение, предъявляющее к хору серьезные требования. Спектакль вполне подготовлен в музыкальном отношении и уверенно проводится опытным дирижером Э. Г. Хинкисом. Группа солистов театра в целом сильная сценически не удовлетворяет однако в певческом отношении.
Вожак докеров Анри Дели, которому в пьесе отведено важное место, не получил в обрисовке артиста М. О. Снегова своего полного значения. У М. О. Снегова Анри скорее опереточный любовник: он внешне красив, холодноват, бесстрастен; в нем много наигранного самолюбования и позы. А не ощущается главного: подлинной революционной «искорки», страстности, энергии, то есть тех качеств, не имея которых, немыслимо стать руководителем народных масс. В отношении вокальном М. О. Снегов, несомненно, один из лучших исполнителей в спектакле. Но артиста следует предостеречь от чрезмерного форсирования звука.
Исполнительница партии Раймонды Марти, партии весьма ответственной в спектакле, артистка Р. Б. Брусиловская обладает необходимыми сценическими данными для удовлетворительного овладения ответственной ролью. Но ее пение вызывает серьезные замечания. Манера пения Р. Б. Брусиловской чрезмерно напряженная, форсированная. Дикция отсутствует: редко какое слово удается понять.
Артист Г. Муринский создал запоминающийся тип империалиста-янки полковника Мак-Кормика, «представителя Объединенных наций». В этом зловещем персонаже подчеркнуты свирепость и безграничное упоение мнимым собственным превосходством, бесцеремонность, переходящая в грубость, прямое хамство и интеллектуальная ограниченность. Реалистичности образа, отлично вылепленного артистом, к сожалению, нанесла изъян нелепая и неправдоподобная ситуация с «заключением» Мак-Кормика в бункере.
Отлично понял и разработал свою, казалось бы незначительную,  роль артист М. Л. Боннер. На сцене шалопай, явно из богатых «деловых» американских кругов, с детства привыкший к роскоши и безделию. Он пристрастился к виски и вечно пребывает под воздействием спиртных паров. Тупоумная личность эта, однако, уверена в непобедимости и непогрешимости политического строя своих «Юнайтед стейтс». Молодчики, подобные капитану Нату, созданному М. Боннером, бесчинствуют сейчас в Корее. Рядом с черствым и бездушным Мак-Кормиком его Нат – жизненный контраст. Два образа великолепно дополняют друг друга.
Удачно также изображены типы двух братцев, двух капиталистических акул, готовых в любой момент пожрать друг друга, лишь бы только на этом подработать. Оба они, и мэр города Огюст Ренодье и жулик «доктор теософии» Гаспар Саград, морочащий сограждан мистическим бредом, - одинаково хищны, аморальны и трусливы. Артисты Г. Л. Коржановский и Н. М. Загурский хорошо исполняют эти роли. Выразительно показаны животный страх перед американцами, охватывающий правого «социалиста» мэра, его отталкивающее пресмыкание перед заокеанскими хозяевами. Н. Загурский зарекомендовал себя превосходным мастером грима. Его доктор Сагард первого действия – удивительно меткий, жизненный шарж буржуа – стяжателя.
Совершенно неудовлетворителен Ворган ( артист П. Р. Литхен). Вместо сочного, выразительного образа матерого международного бандита, представителя самого господина Крезо, пушечного короля, бессовестного, беспардонного, не ведающего ни жалости, ни чести, иы наблюдаем какую-то странную трагикомическую фигуру, растерянную и беспомощную.
Роль Трюше, префекта полиции, не получила должного выражения. Артист Н. К. Каширский не сумел выявит в этой роли своего комедийного дарования.
Приходится пожалеть, что положительная роль Буавена, судовладельца, который через гибель собственного сына в Корее перешел в лагерь демократов, в пьесе очерчена слишком скупо и схематично.
Мы смогли коснуться лишь части значительного количества персонажей пьесы и оценить исполнение не всех, участвующих в спектакле артистов. Но и этот разбор позволяет сделать вывод о большой работоспособности коллектива театра, успешно овладевающего современным советским репертуаром.
В. Сухиненко».
 ("Восточно-Сибирская правда", 1951, № 171 (22, июль), с. 4).

среда, 20 июля 2016 г.

"Он жил как все. Легко одет, зимою не ходил, а бегал…"

"… В буфете кислый винегрет
Был каждый день его обедом".


65 лет назад в СССР постоянно выполняли свои обещания руководители столовых и отделов общественного питания:
Слова расходятся с делом
Работники общественного питания призваны образцово обслуживать металлургов и этим самым содействовать их успешной работе. С этой задачей явно не справляются работники пятой столовой ОРСа комбината, обслуживающей прокатчиков.
О плохой работе раздаток прокатных станов говорилось не раз на различных собраниях и писалось в печати. Директор столовой т. Семедянкин и начальник отдела общественного питания ОРСа т. Бойко после каждого критического выступления давали обещание вкорне улучшить работу раздаток. Но, к сожалению, их обещания остаются обещаниями, а раздатки продолжают работать из рук вон плохо.
Взять хотя бы раздатку второго блюминга обжимного цеха. Здесь ежедневно можно слышать нелестные фразы по адресу руководителей пятой столовой.
Долгое время в раздатке работала буфетчицей Ажененко. Дурную репутацию имела она у обжимщиков: постоянно грубила покупателям, продавала недоброкачественные обеды, обвешивала и обсчитывала трудящихся, работу начинала, когда ей вздумается. Об этих фактах было известно руководителям отдела общепита и столовой.
Однако по сигналам никаких существенных мер принято не было. В «наказанье» за плохую работу в раздатке т. Семедянкин направил Ажененко на работу... буфетчицей раздатки стана «300» № 3 сортопрокатного цеха, а оттуда перевел в раздатку второго блуминга гражданку Черненко, о которой были нелестные отзывы сортопрокатчиков.
«Новая» буфетчица в первые же дни работы показала себя отнюдь не с хорошей стороны. Черненко начала обсчитывать покупателей. Например, табельщице т. Загребиной она недодала несколько копеек, а когда покупательница законно потребовала сдачу, ответила ей грубостью.
В начале июля Черненко продавала колбасу с наценкой. Вместо 2 рублей 2 копеек за порцию она брала 2 рубля 60 копеек…
В. Александров».